Урок чтения во 2-м классе по системе Занкова

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

1.Образовательные:

    • продолжение знакомства со сказкой;
    • расширение знаний о насекомых;
    • обучение анализа текста;
    • формирование умения отличать, сравнивать научный и художественный тексты.

2. Развивающие:

    • совершенствование умения пересказывать;
    • формирование исследовательских навыков;
    • развитие связной речи;
    • обогащение словаря;
    • развитие наблюдательности;
    • совершенствование навыка работы в группе;
    • развитие интереса к изучению природы.

3. Воспитательные:

    • воспитание умения слушать товарища;
    • воспитание качеств, помогающих работать в коллективе;
    • воспитание чувств сопереживания и благодарности;
    • воспитание бережного отношения к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации с изображением насекомых, печатные тексты о муравьях (на каждого ученика), карточки с названиями насекомых (по количеству групп).

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

Проверка готовности мест. Настрой на работу.

II. Пятиминутка техники чтения.

– Сегодня, как обычно, мы начнем наш урок с работы над техникой чтения. Но читать мы будем не из книг, а по отдельным листочкам

МУРАВЬИ.

Муравьи – такие удивительные насекомые, что про них можно рассказывать много интересного.

Во-первых, муравьи живут везде: в сыпучих песках пустыни, в степях, на морских побережьях, на высокогорных склонах. Разве что на вершинах самых высоких гор в мире нет муравьев. А вообще-то муравьи прекрасно приспосабливаются к любому климату. Существуют тысячи разновидностей муравьев. Все они находятся в родстве с пчелами и осами, то есть принадлежат к одному и тому же отряду насекомых. Муравьи не любят уединяться, а создают большие муравьиные семьи. В каждом муравьином доме живут самцы, самки, или матки, и рабочие муравьи. У самцов и самок есть крылья, а у рабочих муравьев они отсутствуют. Что же касается размеров муравьиной колонии, то они бывают самые разные. Одни колонии насчитывают несколько десятков муравьев, в других трудятся сотни тысяч.

Хотя размеры муравьев далеко не одинаковые, они все похожи друг на друга. На голове – пара щупальцев или усиков. Эти усики постоянно движутся. Ими муравьи не только чувствуют, но и нюхают. Поэтому, хотя у муравьев и нет носов, они могут различать разные запахи. Усики также помогают муравьям общаться.

У муравьев есть мозг, пара сложных глаз, мощные челюсти и ротовое отверстие.

Муравьи умеют играть. Они хватают друг друга лапками или челюстями, катаются по земле, а потом отпускают партнера или затаскивают его в муравейник, но вскоре игруны снова выбегают наружу. 

  1. Чтение текста о муравьях по времени– 3 подхода.
  2. Чтение с подсчетом количества слов.
  3. Проверка осознанности чтения.
    • О ком был этот текст? Что нового узнали о муравьях? Какой это текст: научный или художественный? Почему?

III. Работа по теме.

1. Формулировка темы урока.

    • Как вы думаете, почему мы начали урок с чтения рассказа о муравьях?
    • Совершенно верно, сегодня мы продолжаем работу над сказкой о муравьишке.

2. Повторение пройденного.

1) Беседа.

    • Вы уже знакомы с текстом сказки. Это художественный текст или научный? Почему? Почему это сказка? Почему герой назван Муравьишкой, а не Муравьем?

2) Пересказ начала по вопросам.

    • Что же произошло с Муравьишкой?
    • Как чувствовал себя Муравьишка, когда летел на листике?
    • Какие фразеологизмы подходят к описанию его состояния?

Витать в облаках.
Чуть жив от страха.
На седьмом небе.
Душа в пятки ушла.

    • Почему Муравьишке нужно было спешить вернуться в муравейник?

3) Построение хронологической цепочки– работа в группах.

(На отдельных карточках написаны названия всех насекомых из сказки.)

    • Разложите по порядку, кто за кем помогал Муравьишке.

землемер
сенокосец
жужелица
блошачок
кузнечик
водомер
майский хрущ
листовертка

Проверка: группы по очереди называют насекомых, остальные выражают согласие или нет. Учитель на доске вывешивает иллюстрации.

Физминутка.

3. Работа с текстом.

    • Скажите, пожалуйста, мы сейчас работали со сказкой как сказочники или как ученые?
    • Ну а теперь давайте превратимся в ученых. Давайте исследуем сказку и попытаемся найти в ней научные сведения о насекомых.

1) Исследовательская работа с текстом.

Каждая группа ищет в тексте научные сведения об одном насекомом, выпавшем ей по жребию. Выбирает того, кто будет отвечать.

(Учитель помогает группам.)

2) Анализ результатов. А теперь выступающий от каждой группы выходит и, не называя насекомое описывает его. Остальные группы определяют, о каком насекомом идет речь и показывают на картинках.

Паук-сенокосец.
Жужелица.
Блошачок.
Майский хрущ.

3) Обобщение.

    • Вот вы и выступили не только как читатели, но и как ученые-исследователи. Что помогло вам найти эти данные? А В. Бианки – он сказочник или исследователь? Как же ему удалось написать такую замечательную в сказку?

IV. Итог урока.

    • Как вы думаете, какие чувства испытывал Муравьишка к своим помощникам?
    • А что бы случилось с Муравьишкой, если бы проходил мимо человек, наступил ногой и раздавил кого– нибудь из насекомых?
    • Вспоминайте об этом, занося ногу или руку на любое насекомое! Они маленькие, но очень нужны природе!

V. Домашнее задание.

    • А чтобы еще лучше понять, что же чувствовал Муравьишка, передвигаясь на разных насекомых, выполните задание на странице 94.

(Чтение и разбор задания.)