Интегрированный урок (окружающий мир + изобразительное искусство + музыка) по теме "Волшебница-зима"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев;
  • учить детей воспринимать поэтический образ зимы в художественном изображении и музыкальной выразительности;
  • создать эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках;

Оборудование для учителя:

  • магнитофон;
  • диски: П.И.Чайковский “Времена года”, К.Дебюсси “Ящик с игрушками";
  • 4 плаката “Образ зимы”;
  • 1 плакат “Зимушка-зима”;
  • иллюстрации на зимнюю тему.

Оборудование для учащихся:

  • альбомные листы;
  • краски, карандаши, ластик.

Ход урока

Вход под музыку “Сказочный зимний лес”

Ночью.
В полях под напевы метели
Дремлют, качаясь берёзки и ели.
Мнится мне ночью
Меж белых берёз
Бродит в туманном сиянии.
Мороз!

- Ребята, о каком времени года говорится в этом поэтическом стихотворении? (О зиме)

  1. Вступительная беседа учителя

На Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год – лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А есть такие страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает землю золотом листьев, а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

  1. Физкультминутка. Танец снежинок.

Рисунок 1

  1. Просмотр иллюстраций.
  • Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите? (Снежную зиму. Куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело)
  • Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? (Конечно же, нет.)
  • Посмотрите, снег, словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Волшебница-зима постаралась украсить её на славу.
  • Долго ли длится зима? (3 месяца). Назовите их.
  1. Прослушивание грамзаписи. Музыкальный цикл П.И.Чайковский мена года”

Тема зимы, её красота, её богатство изображены и русскими композиторами в своих музыкальных произведениях. Сейчас прозвучит одно из них. Написал его известный вам П.И.Чайковский (портрет).

С раннего детства композитор стал увлекаться музыкой. После долгих лет службы в Департаменте Министерства Юстиции он поступает в Консерваторию. Вот, что писал сам Чайковский: “ Равно или поздно, но я променяю службу на музыку. Буду ли я знаменитым или бедным учителем, но совесть моя спокойна, и я не буду иметь права роптать на судьбу и на людей……..”

Первое произведение называется “Декабрь”. Мудрый народ говорит так:

  • Декабрь- год кончает, зиму начинает (прослушивание)
  • Январь - году начало, зиме середина (прослушивание)
  • Февраль-месяц лютый, спрашивает “Как обуты?” ( Прослушивание.)

- Скажите, ребята, прослушав музыкальные произведения к какому выводу можно прийти? (Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, злая и ворчливая).

Показ разных образов зимы (плакаты)

  1. Рисование под музыку.

- А сейчас прозвучит ещё одно музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя краски и кисточки выразить своё настроение.

Звучит музыка.

  1. Выставка работ учащихся.

Рисунок 2

- Чтобы наш урок остался в памяти, я предлагаю организовать выставку ваших работ. Кто знает, может, кто-то из вас будет великим композитором или художником. Мне бы очень этого. Учитесь слушать музыку. Она всегда вдохновляла людей, успокаивала их душевное состояние.

Список литературы:

  1. Вайнкоп Ю., Гусин И. “Классики русской и зарубежной музыки. Современные зарубежные композиторы”. Издательство “Москва”, 1997г.
  2. Волчкова Н.В., Степанова Н.В. “Педагогика нового времени”, Воронеж, 2006г.
  3. Горькова П.Г., Кочергина, В., Обухова Л.А. “Эстетическое воспитание”, Москва, 2005г.
  4. Кукушкин В.С. “ Музыка. Архитектура. Изобразительное искусство”. Ростов на Дону, 2005г.
  5. Справочник “Начальная школа”, Москва, 1996г.