Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме “Гидросфера – водная оболочка Земли”.
Задачи:
- закрепить и обобщить знания о гидросфере и ранее изученным темам;
- проверить умения применять знания в различных ситуациях;
- проверить умения и навыки работы с разнообразными источниками информации;
Подготовительная работа: в начале изучения темы “Гидросфера – водная оболочка Земли” предлагается класс разбить на 2-3 команды (в зависимости от наполняемости класса); командам подготовить презентацию команды, экипировку (погоны, эмблема, пилотки и т.п.), задание о животном мире океанов (на выбор или по жребию, можно дать любую тему на усмотрение учителя).
Оборудование: мультимедиа доска или проектор, презентация игры
( Приложение №1 с блиц- вопросами, заданиями и т.п.), физическая карта мира, листы бумаги, фломастеры, карандаши, контурные карты (Приложение № 2), часы или секундомер.
Ход игры
Выбирается жюри (это могут быть учащиеся старших классов и кл. руководитель), если возможности выбора жюри нет, можно ввести систему карточек или баллов с записью на демонстрационной доске. На выполнение заданий отводится определённое время (отбиваются склянки, т.е. подаётся голосовой или звуковой сигнал), во время выполнения заданий можно использовать музыкальное сопровождение на морскую тематику.
- Представление команд (3-4 мин. Для каждой команды)
Команда представляет себя самостоятельно. При этом их представление может быть в виде презентации; капитан представляет всех членов команды и т.п.
- Конкурс “Капитанов” (3 мин.)
Капитану необходимо проложить маршрут кругосветного путешествия (для этого конкурса можно использовать задание тетради-практикума издательства “Сфера”, стр.18; 1 часть задания, до заполнения таблицы). Для усложнения задания или в отсутствии полного комплекта УМК “Сфера” можно использовать контурную карту (Приложение 2) с заданием:
“Проложить маршрут кругосветного морского путешествия из заданной точки (ближайшего порта к вашему населённому пункту), и пройти хотя бы через один из крупнейших судоходных каналов мира”
- Конкурс “По морям, по волнам…” (5-8 мин.) работа в команде с атласами, картами, дополнительными материалами.
Заполнить таблицу к заданию из тетради –практикума издательства “Сфера” стр.19 или при отсутствии комплекта воспользоваться (Приложением №5).
- Блиц-опрос для команд. “Это знает даже юнга”
Право ответить на вопрос получает команда, капитан которой быстрее поднимет руку (флажок, кораблик и т.п.) Вопросы для этого конкурса можно найти в приложении № 1, Блиц-опрос.
Для проведения этого конкурса можно воспользоваться вопросами тетради-экзаменатора издательства “Сфера”, стр.32-37, (проверочная работа №1 или № 2). Вопросы проверочной работы на стр.38 – 39, могут быть использованы и как отдельное задание командам.
- Конкурс “Синквейн” (2-3 мин.)
Каждая команда получает карточку, на которой написано понятие по данной теме (имя существ.) Задание может быть общее для команд или для каждой команды разное. Например: океан, река, море. Оценивается оригинальность и точность передачи информации малым количеством слов.
Правила составления синквейна.
- 1 имя существ. (Первая строка), возможно использование сочетания слов.
- 2 прилагательных. (Вторая строка)
- 3 глагола (Третья строка)
- Фраза из четырёх слов (без учёта предлогов и союзов). (Вывод.) ( Четвёртая строка)
Тихий океан
Глубокий, солёный
Бушует, простирается, поглощает
Самый большой океан на Земле.
- Конкурс “Где мы?..” (этот конкурс можно провести как разминку в начале игры)
- Какие способы ориентирования вы знаете? Какими способами ориентируются в море?
В этом конкурсе могут принимать участие по 2 представителя от команды. На настенной карте для команд прикреплены флажки разного цвета. Необходимо определить координаты данных точек. ( Приложение № 3)
- Конкурс “Домашнее задание”. “Животный мир …..океана”
Команде необходимо представить животный мир океана. Представление может быть в виде презентации (Приложение 4), рассказа, демонстрации иллюстраций – это зависит от умений учащихся.
- Конкурс плакатов по теме: “Берегите воду”.
Командам можно заранее дать задание нарисовать плакат, а на уроке провести защиту плаката.
С использованием электронного приложения и подключения к Интернету можно провести конкурс “Самый, самый”. Представителям команд (по 2-3 человека в зависимости от возможностей и наличия ПК) решить тесты из электронного учебника.