"Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась" (по повести В.Распутина "Нежданно-негаданно")

Разделы: Литература


Припасть к окну в чужую маету
И полюбить ее, пронзиться ею.
Иную жизнь почувствовать своею,
Ее восторг, и боль, и суету.
В.Кузьмина-Караваева.

Цели:

  • общие - побудить учащихся к размышлению над взаимоотношениями чужих друг другу людей по рассказу В.Распутина "Нежданно-негаданно", активизировать учащихся, вызвав интерес к теме;
  • частные - ответить на вопросы:
    • что вы вкладываете в понятие "гуманность";
    • почему антигуманные отношения проявляются в обществе?
    • может ли гуманное отношение друг к другу принести счастье?

Структура урока:

  1. Фаза: "Вызов интереса".
  2. Фаза: "Осмысление" через погружение в текст.
  3. Фаза: "Размышление". "Вывод".

Оформление урока:

  • Реквизит для инсценировки эпизода "Первая встреча с девочкой".
  • Стихотворения: Г.Горбовский "На вокзале", Ю.Друнина "Почему у одних жизнь прекрасна:", П.Реутский "Христиане".
  • Презентация (приложение)

Ход урока

I. Фаза: "Вызов интереса".

1. Инсценировка эпизода "Первая встреча с девочкой".

Учитель представляет действующие лица: девочка 5-6 лет с ангельским личиком, "точно слетевшая из сказки", Сеня Поздняков - старый человек из деревни Заморы, Людмила - его дочь.

2. Стихотворение Ю.Друниной читается подготовлены учеником, последнюю строфу читает учитель:

Почему для одних жизнь прекрасна
И полна утешительных слов?
Для других тяжела и ужасна
И полна только горя и слез?
Почему же одним удается
Все удары судьбы обойти?
А другим ничего не дается
Без упорной и трудной борьбы?
Почему же судьба так жестока,
Что блаженство дает одному,
А другому страданье и горе,
Отчего ж это так? Почему?

3. Объявление темы и задачи урока.

- Несправедливо, правда? Ведь Сенека говорил: " Природа людей рожает братьями и душа у всех одинакова" . Хотелось бы сегодня на уроке найти причину такой несправедливости, жесткости. А может, и не судьба вовсе виновата, а мы сами?

- Скажите, можно ли назвать отношения между людьми в обществе нормальными?

Нет, так как нарушен закон гуманности.

- Поставим перед собой задачу - выяснить, что мешает людям наладить гуманные отношения между собой. Тема нашего урока: "Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась: " Поговорим сегодня о гуманности в обществе, в нашем государстве. Цель наша будет считаться выполненной, если анализ рассказа В. Распутина " Неожиданно- негаданно" поможет нам.

II. Фаза урока: "Погружение в тему. Осмысление" .

1. Работа над термином " гуманизм"

- Что такое гуманизм?

Гуманизм: - 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности от идейного застоя феодализма и капитализма.

- Назовите черты гуманной личности:

  • Умение владеть собой
  • Доверие
  • Чуткость
  • Способность к сопереживанию
  • Снисходительность
  • Расположенность к другим
  • Доброжелательность
  • Милосердие
  • Способность к эмпатии (сочуствие)
  • Ответственность
  • Готовность понять другого человека
  • Отзывчивость
  • Культура поведения

2. Аналитическая беседа по тексту.

- Кого из персонажей можно назвать в рассказе гуманным? Почему?

Гуманным человеком можно назвать Сеню Позднякова:

  • для него характерно гуманное отношение к окружающим;
  • его беспокоит то, что творится в городе, в обществе, в государстве;
  • Сеня всегда и во всем проявляет чуткость (выбрасывает телевизор ради спасения комнатных растений);
  • с добром относится к чужому, совершенно незнакомому ребенку, стараясь "растопить" в нем "застывшее сердечко".

Гуманным человеком можно назвать и жену Сени Позднякова - Галю, которая страдает вместе с Катей, переживает за нее, не зная, чем помочь девочке. Расставшись с Катей, "сдавленно, страшно, чужеголосо выкрикивает:

- Сеня! Сеня! Сеня!"

- А кого из героев рассказа нельзя считать гуманным?

Антигуманными людьми можно назвать: 1) многих жителей города, которые с равнодушием проходят мимо друг друга, не задумываются о несчастье других, о детях, которые остались без родителей; 2) мужика "в толстой кожаной куртке и с короткой стрижкой на голой голове:из горлохватов, из тех, кто любит идти напролом"; 3) Олега:Ахмета:".Там много было. Приезжали и уезжали", которые приносили горе другим, которые "стреляли в тетю Люсю:".

3. Разбор художественных приемов, используемых автором, которые помогают читателю увидеть гуманные и антигуманные отношения в обществе:

1) антигуманное отношение людей друг к другу в обществе автор показывает через описание местности, пейзажа. Докажите это примерами из текста.

2) Определение смысла названия рассказа.

Продолжение беседы.

Страшно, что в этом безумном мире можно предложить купить живого человека, беззащитного ребенка и делать вид, что ничего не произошло.

На вокзале.

Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки - девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ниспосланный.
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится - признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди - ошалелые.
Да и ни при чем тут люди - граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на беспомощную рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного - здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться -
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым - не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:

- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся "взялась детишками торговать? Коммерцию, что - ли, такую открыла?"

- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?

- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?

- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?

III. Заключение урока.

1. Да, мир жесток! И невольно вспоминаются строки из стихотворения П.И.Реутского, которые обращены именно к таким людям.

Христиане.

О, христиане, христиане,
Святые слуги и отцы,
В каком классическом романе
Вы благороднее овцы?
И не народ, а просто паства,
Извечно в дырочки сопя,
Не заслужив земного царства,
В небесном мыслите себя.
Собранье нравственных уродов,
Христос, взгляни на свой народ.
Здесь жены избегают родов,
Древнейший прекращая род.
Теперь достоинство мужчины -
Разбой, обман и воровство.
Они уходят без причины,
Они плюют на божество.
И твой народ, поддавшись зелью,
Уже приемлет только кнут.
Христос, не приходи на землю.
Они опять Тебя распнут!

2. Вывод по уроку.

- Нельзя общество считать гуманным, если в людях мало человечности, любви, простоты. Что бы вы хотели посоветовать людям, чтобы они проявляли гуманность по отношению друг к другу? Каким должен быть гуманный человек?

Жили в ладу с совестью, уважительно относились друг к другу, любили.

Гуманный человек не тот, кто, видя человеческую боль, проходит, а тот, кто приходит на помощь в трудную минуту.

Гуманность - это. Прежде всего, человечность, отзывчивость.

3. Составление кластера "Гуманное отношение в обществе".

Примерный кластер:

Помогайте!
Любите!
Жалейте!
Вдохновляйте друг друга в пути!
Не жалейте добра, не жалейте!
Распахните сердца для людей!

4. Рефлексия. Рассуждение учащихся о своем внутреннем мире, о доброте. Представление своих мыслей в рисунках, символах.