Системный подход к коррекционно-развивающему обучению

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. В нашем детском саду значительное внимание уделяется проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), что обусловлено тенденцией к увеличению числа дошкольников с нарушением развития.

Дети с ЗПР оказываются не готовы к школьному обучению по всем параметрам, которыми характеризуется психологический аспект готовности к обучению:

  • знание и представления об окружающем мире;
  • умственные операции, действия и навыки;
  • речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи;
  • познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивациях;
  • регуляция поведения.

Подтвержденные практикой научные исследования убедительно свидетельствуют о том, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются именно в период раннего детства. В дошкольном детстве закладываются базовые свойства личности, и их преодоление на следующих возрастных этапах происходит значительно сложнее.

Мной обобщен многолетний опыт работы по организации коррекционно-методической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях комбинированного детского сада.

Цель работы нашей группы заключается в создании адекватной педагогической системы и максимально благоприятных условий для всестороннего развития дошкольников, самореализации личности каждого ребенка с учетом его возможностей и способностей; успешная подготовка детей школьному обучению. Обозначенная цель определяет задачи:

  • коррекция отклонений в развитии и  предупреждении вторичных отклонений;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  • развитие личности ребенка, его познавательных и моторных сфер с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей;
  • коррекция социальной адаптации и развития;
  • обеспечение психологической готовности к школьному обучению и формирование определенного круга знаний, представлений и умений, необходимых для обучения в школе (не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребенка и воспитание у него положительных качеств личности).

Свою работу строю в соответствии со следующими положениями:

  • организация диагностико-консультативной службы, работающей на междисциплинарной основе;
  • углубленное и динамичное изучение развития дошкольников с целью правильного выбора программы развития и своевременной ее корректировки;
  • обеспечение коррекции нарушений, стимулирования и обогащения развития во всех видах детской деятельности;
  • использование адекватных технологий и методик, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чем играет и взаимодействует;
  • здоровьесберегающая направленность содержания коррекционно-развивающей деятельности, создающая базу для развития активности и самостоятельности;
  • взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь группы, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР;
  • интеграция воспитательно-образовательных воздействий на личность ребенка с ЗПР (согласованность действий всех сотрудников МДОУ и осуществляемых с семьей воспитательных воздействий).

Моя роль как учителя-дефектолога в этой системе — согласование и координация психолого-педагогических воздействий на ребенка.
В соответствии с современной концепцией коррекционно-развивающего обучения в структуре коррекционно-педагогического процесса с детьми нашей группы можно выделить два направления.

Диагностико-консультативное направление занимает особое место в педагогическом процессе, пронизывает всю деятельность наших педагогов и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного воздействия. Изучение и  динамическое наблюдение за развитием детей основывается на принципе единства диагностики  и коррекции. Изучаем состояние здоровья, выявляем уровни развития ведущего вида деятельности; особенности развития познавательной и эмоциональной личностной сфер (педагогическое изучение); особенности развития речевой деятельности (логопедическое изучение) социальную ситуацию развития ребенка (отношение в семье, детском саду), запас знаний и представлений (дограмматические, элементарные математические, об окружающих предметах и явлениях действительности).
Исследования в указанных направлениях проводятся систематически: в  сентябре, в январе и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии детей в результате воспитательно-образовательного процесса.
Итогом изучения ребенка являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: устанавливаем четкие цели коррекционно-развивающей работы, пути и сроки ее достижения; вырабатываем адекватные состоянию ребенку подходы со стороны всех взрослых; выделяем сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе, анализируем ход развития и результаты педагогической работы.
Также провожу динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, обсуждаю результаты обследования детей с воспитателями, психологом, логопедом. Это помогает всем участникам коррекционно-педагогического процесса планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Таким образом, диагностическое направление работы обеспечивает комплекс динамических наблюдений за каждым ребенком всеми специалистами.

Второе важнейшее направление — коррекционно-развивающее — комплекс мер, воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида (наряду с привычными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуем взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, психолога и других специалистов нашего детского сада.
Наша группа разновозрастная, ее составляют дети 5-6 лет (I год обучения) и 6-7 лет  (II год обучения). Подгруппы организуем по возрасту, с учетом диагностики и актуального уровня развития и они имеют подвижный состав.
Воспитание и обучение детей осуществляется в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Помимо занятий по подгруппам проводим индивидуальные коррекционные занятия.
Трудности, возникающие в ходе воспитательно-образовательного процесса стараюсь преодолевать, учитывая принцип создания положительного эмоционального фона отношений ребенка и педагога (Л.С. Выготский). Окружающие не фиксируют внимание ребенка на его дефекте, чтобы он не чувствовал себя неполноценным. Стараюсь обеспечить каждому ребенку субъективное переживание успеха на фоне определенных усилий и отмечать даже самые незначительные его продвижения. Это способствует появлению уверенности, выработки положительного отношения к познавательной деятельности, повышает учебную мотивацию, стимулирует мыслительную активность. Занимаю позицию не «над», а «вместе» с ребенком, позицию равноправного партнера. Все это направлено на предупреждение нежелательных отклонений, связанных с неблагополучной ситуацией развития наших детей.

Главная особенность календарно-тематического планирования — комплексный подход при формировании знаний, умений и навыков у детей:

  • планирование по спирали: на каждом последующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей не только закрепляются, но и усложняются;
  • учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • в рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач;
  • реализую индивидуально-дифференцированный подход, что предполагает при единой целевой установке, различные способы выполнения  одного задания каждым ребенком;
  • преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале, в рамках единой темы каждый из специалистов решает общие и специфические задачи;
  • изучаем в течение недели одну тему, что дает возможность многократно повторять материал, что, учитывая психические особенности детей с ЗПР, обеспечивает более прочное усвоение.

На занятиях дети приобретают много конкретных знаний и умений, но главное на что обращаю внимание — умение слушать и выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в точном соответствии со словесной инструкцией или с наглядным образцом.
Все это — важные предпосылки будущей деятельности, т.е. умение самостоятельно учиться, контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом, оценивать результат своей работы и устранять допущенные ошибки.

При организации занятия стремлюсь к тому, чтобы у каждого ребенка в работу были включены все анализаторы (с последовательной сменой ведущего анализатора). Для этого использую творческие, проблемные задания, ситуации выбора, когда ребенку необходимо принять самостоятельное решение. Этому способствует и увеличение времени на практическую деятельность.

Включаю в занятия задания и упражнения, направленные на развитие и коррекцию высших психических функций (зрительного восприятия, внимания, вербальной и мыслительной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетического, логического мышления и т.д.).

Большая роль в успешности нашей работы принадлежит нашему взаимодействию с воспитателями: выбор темы и разработка занятий, определение последовательности задач. Регулярно обсуждаем успехи и продвижения детей, ищем способы и пути решения поставленных задач. Консультирую педагогов по вопросам методики и по особенностям организации коррекционной работы.

Учитывая специфику нашей группы, родители ведут к нам детей, преодолевая внутреннюю борьбу с собственными сомнениями и предрассудками. Моя задача вовлечь родителей в процесс воспитания детей. От того, как быстро наладится контакт, зависит готовность родителей в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности. Рассказываю родителям о целях и задачах нашей работы, знакомлю с результатами обследования. Для осуществления просветительской, консультативной коррекционной помощи планирую родительские собрания, консультации, сообщения, выступления, папки передвижки, методички.

Еженедельно родители знакомятся с темой работы, пройденным программным материалом и закрепляют полученные знания и умения в играх и упражнениях. Обсуждаем с родителями успехи детей, вместе решаем возникающие проблемы.

В конце года дети показывают мамам и папам отчетные спектакли. В их подготовке принимают участие все дети нашей группы. Это позволяет закреплять и совершенствовать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Считаю, что надо уделять внимание не только предметным знаниям, умениям и навыкам воспитанников, но и формированию у них потребности в общении с окружающими людьми, учить детей проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами. Эффективными в этом отношении являются музыкальные занятия, проводимые музыкальным руководителем и воспитателями. Они способствуют созданию естественных условий для формирования у детей совместной деятельности, приемов и средств обучения, решают задачи эмоционального развития, закрепления представлений об окружающем; совершенствованию двигательной  сферы, коррекции психических процессов и т.д.

Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению дошкольников с ЗПР способствует оптимизации воспитательно-образовательной работы. Большинству выпускников нашей группы по заключению городской ПМПК рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы.

Литература:

  1. Дубинина К.С. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2008. — № 6. — с. 18.
  2. Зорина С.В., Полетаева Н.А., Прибыткова Н.Ю.//Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2005. — № 3. — с. 16.
  3. Морозова Н.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М: Мозаика-синтез. — 2007.
  4. Специальная педагогика: учебное пособие/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.: П/ред. Н.М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Учеб. Пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  6. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Книга 1, 2 — М.: Школьная пресса, 2002, 2004.
  7. Шевченко С.Г. Преемственность  в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста. //Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2007. — № 5. — с. 29.