Урок развития речи "Корнями дерево сильно"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • научить обучающихся самостоятельно находить нужные материалы (в том числе и научные), выстраивать этот материал в стройную систему по определённому вопросу;
  • вызвать интерес у подрастающего поколения к истории своей семьи, способствовать укреплению семейных отношений на основе взаимопонимания, уважения и преемственности семейных традиций и правил общежития.

 Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим теоретические материал, в котором обратим внимание на основные этапы экспериментальной работы.

Эксперимент – научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо. Экспериментальная работа составляет практическую часть научной работы. Практическая часть – наблюдения, сбор материала, его анализ, ведение дневника, регистрация цифрового материала.

План проведения эксперимента:

I. Сформулируйте цель проведения эксперимента:

  1. Сделайте предположение о возможных результатах, сформулируйте гипотезу.
  2. Выясните связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.

II. Спланируйте проведение эксперимента:

  1. Выясните, какие условия, материалы необходимы для этого.
  2. Составьте схему проведения эксперимента.
  3. Выберите самый оптимальный способ фиксирования результатов.

III. Проведите эксперимент

  1. Последовательно осуществите все этапы эксперимента.
  2. Проведите необходимые измерения, зарисовки, запишите результаты.

3. Проверьте точность полученных результатов.

IV. Обработайте полученные результаты.

  1. Сравните полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
  2. Сформулируйте вывод.
  3. Объясните, что доказывает данный эксперимент, свяжите его с изученными явлениями, теориями, законами.

Методика проведения наблюдения.

  • осмыслите цели наблюдения;
  • уточните предмет наблюдения;
  • разработайте план наблюдения;
  • определите форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания);
  • наблюдение повторите два-три раза с целью повышения его объективности;
  • при описании наблюдаемых явлений обратите внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях;
  • помните, что цель описания явлений – выявление наиболее точно и полно их признаков;
  • при описании результатов наблюдений обратите внимание на то, что существенно
  • новое было обнаружено и что общего с ранее известным;
  • полученные результаты оформите в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

V. Анализ и обобщение полученных в ходе работы результатов.

К этому этапу работы у вас должно накопиться достаточное количество материала – факты, источники, результаты наблюдений и т.д. Собранные вами данные должны иллюстрировать ваши мысли и выводы, сформировавшиеся в процессе обработки материала и работы с литературой.

Синтез – мысленное соединение отдельных частей, признаков в единое целое.

Порядок синтеза:

  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
  2. Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.
  3. Найдите связи между отдельными частями явления, объедините их, обобщите полученные сведения.

Методика проведения обобщения.

  • уточните предмет наблюдения;
  • разработайте план наблюдения;
  • определите форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания);
  • наблюдение повторите два-три раза с целью повышения его объективности;
  • при описании наблюдаемых явлений обратите внимание на то, как они протекали во
  • времени и при каких условиях;
  • помните, что цель описания явлений – выявление наиболее точно и полно их
  • признаков;
  • при описании результатов наблюдений обратите внимание на то, что существенно
  • новое было обнаружено и что общего с ранее известным;
  • полученные результаты оформите в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

VI. Анализ и обобщение полученных в ходе работы результатов.

К этому этапу работы у вас должно накопиться достаточное количество материала – факты, источники, результаты наблюдений и т.д. Собранные вами данные должны иллюстрировать ваши мысли и выводы, сформировавшиеся в процессе обработки материала и работы с литературой. Результаты ваших исследований могут быть оформлены наглядно (таблицы, графики, модели, приборы и т.д.).

Методика проведения сравнения.

Методика проведения анализа.

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа:

  • мысленно расчлените объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение;
  • постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета;
  • подумайте о причинах такого разделения на блоки.

Методика проведения синтеза.

Синтез мысленное соединение отдельных частей, признаков в единое целое.

Порядок синтеза:

  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

Обобщение мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения:

  1. Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
  2. Определите их сходство.
  3. Установите связь между ними.
  4. Сформулируйте общий вывод.
  1. Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.
  2. Найдите связи между отдельными частями явления, объедините их, обобщите полученные сведения.

3. Методика сбора информации “Как составить свою родословную”

Работа состоит из трёх этапов.

Первый этап

Сбор информации и опрос родственников для составления родословной (родословной поколенной росписи).

Вопросы, которые надо задавать родственника оформляются в виде генеалогической карточки (своеобразный опросник).

Возьмите стопку бумаги и напишите на каждом листе фамилию, имя и отчество отдельных членов рода. Это облегчит вам в дальнейшем составление схемы.

Генеалогическая карточка

  1. Фамилия (для замужних женщин указать в скобочках девичью).
  2. Имя, отчество (если менялись, указать, какие были).
  3. Дата и место рождения.
  4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы).
  5. Национальность.
  6. Фамилия, имя, отчество отца.
  7. Фамилия, имя, отчество матери.
  8. Место или места жительства (с указанием дат).
  9. Имена и даты рождения братьев и сестёр.
  10. Образование, что окончил, кто по специальности.
  11. Место (места) работы или службы, должности.
  12. Участие в войнах (каких, где).
  13. Награды, звания.
  14. Фамилия, имя, отчество жены (мужа).
  15. Фамилия, имя, отчество детей, их даты рождения.
  16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917 года).
  17. Хобби (любимое занятие, увлечение). Интересные факты из жизни.
  18. Источники информации: документы, фотографии, письма, воспоминания, интервьюирование.
  19. Дата заполнения. (Приложение 1)

Одновременно собирайте копии или ксерокопии документов, фотографий, подписывайте их (кто изображен, к какому времени относиться, у кого взяли).

Для составления родословной до 4-5 колена современнику потребуется документы семейного архива: свидетельства о рождении, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, свидетельство о расторжении брака, а также свидетельства и дипломы об окончании учебных заведений, аттестаты, удостоверения, грамоты, орденские книжки, военные билеты и т.д. (Приложение 4, Приложение 5)

Второй этап

Выберите вариант оформления схемы родословной:

  • восходящая (от потомка к предкам);
  • нисходящая (от предка к потомкам).

Заполненные листы разложить по порядку поколений, как показано в прилагаемой схеме 1-е колено. Я, мои братья и сестры.

2-е колено. Папа, его братья и сестры. Мама, ее братья и сестры. 3-е колено. Бабушки, дедушки и т.д.

После этого можно записать в тетрадь все собранные сведения по поколениям и заполнить приложенную схему, расширив по горизонтали добавлением боковых родственников в тех же рядах.

Например: братья и сестры папы, потом сам папа. Дальше идет мама и после нее – ее братья и сестры.

От каждого родственника можно построить вверх схему его предков по тому же принципу. (Приложение 2)

Третий этап

Работа с документами в библиотеках, музеях, архивах. Поиск этимологии родовой фамилии. Написание биографий знаменитых или отличившихся родичей, летопись рода и т.д. (Приложение 3)

4. Домашнее задание: оформление творческой работы.

Литература

  1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. Просвещение, 2002, 240стр.
  2. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся. М. Педагогика, 2002, 70 стр.
  3. Гецов Г. Рациональные приёмы работы с книгой. М. Книга, 1999.
  4. Нироева Л.В., Шиян Т.В., Баумгертнер М.В. Организация научной работы в средней школе (рекомендации для учителей). Новокузнецк, 2002.