Урок химии по теме "Превращения веществ. История химии"

Разделы: Химия


Слайд № 1

Цель: знакомство с физическими и химическими явлениями и историей развития химии.

Слайд № 2

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания с целью закрепления ключевых понятий предыдущего урока.

  1. Работа над ключевыми словами (предмет химии, вещества простые и сложные, свойства веществ, химический элемент и формы его существования: свободные атомы, простые вещества и соединения) в форме взаимопроверки.
  2. Упражнение № 3 на с. 6 – устно.
  3. Упражнение № 4 на с. 7 – устно.
  4. Упражнение № 5 на с. 7 – устно.

II. Изучение нового материала.

1. Мини-лекция «История развития химии».

Химия – очень древняя наука.

Первыми учеными – химиками были египетские жрецы.

Слайд № 3

В III в. до н.э. уже был собран и описан значительный экспериментальный материал. В знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось около 700 рукописных книг, хранились и многие труды по химии.

Греческий философ Демокрит (Слайд №4), живший в V в. до н.э., впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых и вечно движущихся твердых частиц материи, которые он назвал «атомами».

Аристотель (Слайд №5) в IV в. до н.э. считал, что в основе природы лежит вечная первоматерия с четырьмя основными качествами: тепло, холод, сухость и влажность. Учение Аристотеля дало начало алхимии.

Цель этой науки (Слайд №5) – поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (золото и серебро) с помощью философского камня.

Многие алхимики пытались удлинить человеческую жизнь, получить бессмертие, исцелить болезни.

На Руси алхимия не имела особого распространения, хотя трактаты алхимиков были известны.

В начале VI в. Алхимики начали использовать свои знания для нужд промышленности и медицины.

(Слайд № 6) Реформаторы: Агрикола – горное дело;

(Слайд № 7) Парацельс – медицина.

В России:

(Слайд № 8) М.В. Ломоносов – закон сохранения массы веществ (1756г.);

(Слайд №9) А.М. Бутлеров – теория строения органических веществ (1861г.);

(Слайд № 10) Д.И. Менделеев – периодический закон химических элементов (1869г).

2. Демонстрация опыта. Образец бумаги. Горение бумаги.

Вывод. При горении бумаги образуются новые вещества.

Слайд № 11

Схема:

Ш. Закрепление.

Слайд № 12

Упражнения 1, 2, 3 на стр.9- устно.

Выберите названия химических явлений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите слово, обозначающее любые изменения, происходящие вокруг нас:

          

          

          

          

          

          

          

Я   1. Скисание молока.
В   2. Гниение растительных остатков.
А   3. Испарение воды.
Л   4. Горение древесины.
О   5. Плавление сливочного масла при нагревании.
М   6. Образование тумана.
Е   7. Почернение серебряных изделий.
Н   8. Фотосинтез.
П   9. Испарение жидкой ртути.
И   10. Подготовка пищи на перегретой сковороде.
Я   11. Образование ржавчины на гвозде.

IV. Домашнее задание:

§ 2, 3, стр.9 упр.4,5(устно); на стр. 13 и 14 упр. 1, 5, 6 (по желанию). Слайд № 13

Слайд № 14 Желаю успехов в изучении химиии.

Презентация.