Познавательное занятие "История русского костюма"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • рассказать о истории русского костюма,
  • показать русский народный костюм, соответствующий внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа,
  • рассказать об общих основных чертах мужского рубахи) и женского (рубахи и сарафана).

Предварительная работа:

Познавательные занятия.

Дидактические игры.

“Сложи картинку ”; “ Нарисуй узор для сарафана ”.

Заучивание песен, частушек, загадок, пословиц и прибауток, игр на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Нельзя жить на земле и уйти не оставив следа.

Есть в Омской области - Нововаршавский район, а в районе - посёлок Большегривский. В котором живут люди многих национальностей, со своими традициями, обычаями, со своей культурой. Большую часть населения посёлка Большегривский составляют люди русской национальности. Далеко в глубь веков уходит история этого народа. О ней рассказывают народные предания, старинные рукописи, произведения прикладного искусства и другие памятники прошлого. В давние времена соберутся, бывало вместе, парни и девушки; смех, разговоры.  Девицы песню заведут, а сами одна другой краше. Рубахи на них шёлком шитые, сарафаны, как цветы в поле, яркие, да наглядные. На то она и девушка, чтобы наряжаться. А наряды-то сами шили, расшивали и в сундук складывали.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что такое сарафан? (Фотография 1)

(Ответы детей)

Воспитатель:

Это не совсем верно. Одеждой сарафан стал лишь 300 лет назад.

А до этого времени одеждой была и долго оставалась русская рубаха.

Воспитатель:

Из первых легенд оно идёт, как о возникновении мира. В одной из легенд говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нём гнездо, началась жизнь на земле. Дерево - это дерево жизни, то есть символ всего живого, а охраняющие его две птицы - символ добра и счастья. Считалось, одевая такую рубаху, что оберегаешь себя от разных бед. Вышивка располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею); вышивка на подоле (защищала ноги от ушибов) и самое главное - вышивка на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали зерно, готовили пищу и ухаживали за детьми, вышивки оберегали от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали лёгкие и сердце. Шло время и на смену русским рубахам, пришёл сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубахи с длинными рукавами. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей -   шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными   камнями. Наступает Петровская эпоха. Царь Пётр строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но бояре предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шёлкоткацкие фабрики будут работать зря? Тогда императрица Екатерина решает: всему населению России - кроме дворян! - носить "старо-боярскую одежду", в том числе и сарафан, но шить одежду из российских тканей. Вот так сарафан "пришёл в народ" и стал любимым женским нарядом. История народной одежды очень интересна. Её образцы хранятся в музеях, их изучают модельеры - художники по костюму. А русские сарафаны остаются и в наши дни популярными.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру Фанты.

Даются задания:

Спеть песню, спеть частушку, загадать загадку, сыграть на музыкальном инструменте.  Итак, начнём: Предлагаю девочкам исполнить танец “Матрёшки” (фотография 2).

Воспитатель:

А сейчас, частушки:
Как я Ваню подпояшу
Чёрной бархатиночкой,
Как я Ваню поцелую,
Назову картиночкой.
Куплю ситцу штуку целу,
Ленту алую для кос,
Поясок, рубаху белу
Подпоясать в сенокос.
В сундуке моём добро
Бережно хранится.
Когда времечко придёт,
Доченьке сгодится.
Старый бабушкин сундук
Тайны жизни в нём живут,
Наша женская судьба
Место в нём своё нашла.

Воспитатель:

Особое, бережное отношение русских крестьян к своей одежде отразилось в народном фольклоре: песнях, загадках, прибаутках. Предлагаю нашим юным музыкантам сыграть на музыкальных   инструментах.

Дети:

Играют “Во кузнице”. Музыкальные инструменты: трещотка, деревянные ложки. (Фотография 3)

Воспитатель:

А теперь попробуйте, ребята, отгадать русские народные загадки о различных предметах одежды.

Дети:

На десятерых братьев двух шуб хватает (рукавички)
Сижу верхом, не ведаю на ком,
Знакомца встречу - соскочу, привечу  (шапка)
Сплетен липовый кузовок, ночью  отперт, днём заперт (лапти)
Тепла не даёт, а без него холодно (пояс)
Два арапа, родные брата, ростом по камню.
Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги)

(Ответы детей).

Воспитатель:

А какие поговорки народ придумывал?

1 ребёнок:

Идёт, словно павушка плывёт.

2 ребёнок:

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

3 ребёнок:

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Воспитатель:

В заключение нашего занятия, предлагаю вам поиграть в игру.

Игра " Гори, гори ясно " (фотография 4)

Список, используемой литературы

  1. Каминская Н.М. История костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1986. – 167 с. 2003. - №4. - С.
  2. Народные инструменты: Кладовая солнцеворота. - Омск,2000.
  3. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа: Обычаи, обряды, занятия, фольклор. - СПб.: Паритет,2004. – 448 с.
  4. Муслакова М.Н. Забытая старина: Турнир знатоков народного творчества//ЧУИ.