Согласно требований пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89) практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены)
Одну из таких эвакуаций, по согласованию с органами пожарной охраны можно совместить с пожарно-тактическими занятиями.
Нормативную документацию на проведение пожарно-тактического занятия разрабатывают сотрудники пожарной части и утверждают в соответствующем порядке. Для проведения такого занятия (ПТЗ) имеет смысл заранее обратиться с письмом в Управление МЧС России по городу (округу города Москвы) с просьбой о проведении ПТЗ на учебное заведение. Как показывает практика должностные лица Управления МЧС России обычно идут на встречу и включают учебное заведение в список объектов, подлежащих изучению.
Однако ошибочно считать, что весь процесс тренировочной эвакуации возложен исключительно на пожарных, и он должен проходить стихийно. Для решения этого вопроса предлагаю рассмотреть систему обеспечения безопасности в образовательном учреждении:
- охранное предприятие в лице одного или нескольких сотрудников охраны;
- комиссия по чрезвычайным ситуациям;
- эвакуационная комиссия;
- добровольная пожарная дружина;
- антитеррористическая группа;
- уполномоченный по делам гражданской обороны;
- заместитель директора по обеспечению безопасности;
- дежурный администратор;
- дежурный учитель.
Все перечисленные должностные лица и структуры должны принимать участие в проведении тренировочной эвакуации. На практике нередки случаи, когда одно должностное лицо входит сразу в несколько структурных подразделений, например, является членом и добровольной пожарной дружины и эвакуационной комиссии. Совмещение может привести к тому, что должностные обязанности ни по одному из направлений не будут выполнены в полном объеме, что в итоге может привести к гибели людей.
Перед проведением ПТЗ и тренировочной эвакуации следует согласовать план-конспект с должностным лицом МЧС России для обеспечения наиболее плотного взаимодействия.
Далее предлагается один из вариантов проведения совмещенного ПТЗ и тренировочной эвакуации.
План-конспект проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре
Тема тренировки: эвакуация сотрудников, обучающихся школы в случае возникновения пожара
Цель тренировки: Отработка плана эвакуации, действий должностных лиц и добровольной пожарной дружины по тушению условного загорания в кабинете 3-его этажа и управления эвакуацией
Дата проведения: Указывается точная дата тренировочной эвакуации
Время проведения: Указывается время начала эвакуации
Состав участников: Все сотрудники, обучающиеся школы
Ход тренировки
Время |
Вводная |
Ожидаемые действия |
Ч |
Произошло загорание в школе |
Срабатывание пожарной сигнализации |
Ч+1 |
Сотрудник охраны: оповещает дежурного администратора, затем открывает главный выход. |
|
Ч+2 |
Задействовать систему оповещения |
Дежурный администратор: включает систему оповещения о пожарной тревоге, а также производит звуковое оповещение через радиоузел |
Ч+3 |
Проведение эвакуации |
Члены эвакуационной комиссии: надевают светоотражающие жилеты, открывают все эвакуационные выходы, руководят эвакуацией на выходах. При скоплении людей, перенаправляют их на главный выход |
Ч+7 |
Построение обучающихся и сотрудников на улице по классам |
Классные руководители: лично проверяют по списку обучающихся, затем докладывают в штаб |
Ч+10 |
Окончание тренировки, разбор |
Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям: доклад директору о произведенной эвакуации |
План-конспект подписывается должностными лицами школы.
При подготовке такой документации следует иметь в виду, что план-конспект ПТЗ готовится пожарной охраной.
Рекомендации при проведении тренировочной эвакуации:
- следует обратить особое внимание обучающихся на необходимость передвижения только по внешней стороне лестницы, так как по внутренней стороне будут передвигаться пожарные подразделения и прокладываться рукавная линия;
- при использовании защитных капюшонов «Феникс» следует обратить внимание, что они не предназначены для использования при тушении пожара, это ограничение может касаться и иных индивидуальных средств защиты;
- перед использованием защитного капюшона «Феникс» необходимо в обязательном порядке провести инструктаж и практические занятия с обучающимися по его использованию;
- в состав добровольной пожарной дружины имеет смысл включать около пяти сотрудников школы со следующим распределением обязанностей: первый – тушение загорания, второй – вызов пожарной охраны, третий – управление эвакуацией, четвертый – встреча прибывающих подразделений, пятый – помощь в тушении. Однако в рассмотренном варианте привлекалось всего три человека: первый – открытие пожарного крана и тушение загорания огнетушителем, второй – тушение ручным стволом от пожарного крана или огнетушителем, третий – руководство эвакуацией на этаже, на котором происходит загорание;
- на улице имеет смысл развернуть штаб, в котором будут находиться заранее подготовленные документы: поэтажный план здания, схемы расположения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, пофамильные списки обучающихся по классам, список телефонов экстренного реагирования. Такие документы изготавливаются в сентябре месяце с началом учебного года; рекомендуется защитить их от порчи, в частности можно провести ламинацию. Наличие такой документации в штабе Комиссии по чрезвычайным ситуациям школы позволит дать наиболее полную информацию руководителю тушения пожара по прибытии пожарных подразделений;
- руководителем тушения пожара является первый прибывший начальник караула пожарной охраны, с момента его прибытия все должностные лица школы подчиняются руководителю тушения пожара;
- должностные лица пожарной охраны могут развернуть штаб, в который в обязательном порядке входит представитель администрации школы; рекомендуется, чтобы помимо директора вошел в состав штаба, например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, как человек, наиболее полно владеющей информацией по техническим вопросам;
- двери эвакуационных выходов закрываются на легкооткрываемые запоры, на окнах не должно быть глухих решеток – только распашные;
- наличие у членов эвакуационной комиссии светоотражательных жилетов позволит, в первую очередь, выделить их из числа эвакуируемых, а во-вторых, привлечет к ним дополнительное внимание;
- имеет смысл после или во время проведения эвакуации выделить человека, имеющего соответствующий допуск, который произведет отключение электроэнергии в здании, при этом системы оповещения, управления эвакуацией и пожарной сигнализации должны автоматически перейти на режим работы от резервного источника питания;
- перед проведением эвакуации особое внимание нужно обратить на подготовку обучающихся начальной школы; классный руководитель обязан лично проверить детей по списку перед выходом в коридор для того, чтобы избежать ситуации, когда ребенок прячется от пожара под партой, в шкафу;
- при проведении тренировочной эвакуации в зимний период времени обучающиеся проходят через раздевалку, которая имеет два выхода, берут верхнюю одежду в руки и начинают одеваться только тогда, когда окажутся на улице.
Представленные выше рекомендации позволят должностным лицам школы провести эффективную эвакуацию обучающихся и этим спасти их жизни в экстремальной ситуации.