Урок русского языка по теме "Правописание букв е, и в корнях с чередованием" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока. Урок изучения нового материала.

Метод. Проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог)

Форма работы. Коллективная, парная.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора букв е – и в корнях с чередованием.
  2. Разработать алгоритм написания букв е – и в корнях с чередованием.
  3. Формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически объяснять условия выбора написания слов с чередующимися е – и в корне.
  4. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Языковая разминка (работа в парах).

Актуализация знаний о ранее изученных орфограммах «Буквы о – а в корнях с чередованием». Дети рассказывают правила и диктуют в парах слова с корнями –лаг-, -лож-; -раст-, -ращ-. –рос-. Взаимопроверка.

3. Создание проблемной ситуации.  Прочитайте записанные на доске слова:

Разбирать

 

 

разберу

Отпирать

 

 

отпереть

Задирать

 

 

задеру

Вытирать

 

 

вытереть

Замирать

 

 

замереть

Блистать

 

 

блестеть

Расстилать

 

 

расстелить

Выжигать

 

 

выжег

Что общего в этих словах? Выделите корни и подчеркните чередующиеся гласные в них. Что заметили? ( Побуждение к осознанию противоречия) 

А чем эти слова отличаются? (В словах левого столбика в корнях пишется буква и, а в правом столбике –е.) А почему? Объясните. (Побуждение к осознанию затруднения).

(Побуждение к формулировке проблемного вопроса) Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Какой вопрос возникает? (При каких условиях в корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)

Формулировка темы урока и запись на доске и в тетради.

При создании проблемной ситуации, вводя противоречие, добиваюсь реакции удивления, затруднения, вызывая таким образом заинтересованность, желание большинства детей участвовать в процессе.

Это помогает осуществить основную цель на этапе введения знаний - достичь предельной концентрации внимания.

При побуждении к осознанию затруднений дети проводят ряд логических операций (актуализируют ранее полученные знания и приходят к выводу, что им не хватает новых), что приводит к формулированию проблемного вопроса. Это самый важный этап урока, так как дети ставят сами цель, не навязанную извне, а внутренне мотивированную потребностью открыть новые знания. Они способны поставить задачи для реализации этой цели, то есть могут самостоятельно организовать свою деятельность для их достижения.

4. Решение проблемы.

Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. (Побуждение к выдвижению гипотез, принятие и проверка каждой гипотезы)

Дети выдвигают гипотезы. (Например: В глаголах совершенного вида пишется е, а несовершенного – и.)

Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Дети проверяют. Гипотеза подтверждается. Графически выделяют данное условие.

На этапе поиска решения учебной проблемы учащиеся делают предположения, которые обязательно должны быть проверены. Этот этап помогает организовать добровольное движение к новым знаниям на максимальном уровне успешности для каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу, ученик строит ответ в форме рассуждения, что развивает речь и логическое мышление. Учителю очень важно принять все гипотезы, проявляя тактичность и доброжелательность. Ребёнок сам поймет свои ошибки при проверке. Это способствует овладению учащимися приёмами объективной оценки и самооценки. Та гипотеза, которая выдерживает проверку, становится искомым знанием. Ребята, как настоящие исследователи, могут испытать радость открытия, что способствует формированию положительной мотивации.

Сверим вывод с правилом в учебнике на с.354.

Назовите опознавательный признак орфограммы.

Расскажите о правописании корней с чередованием гласных е – и.

5. Начало формирования умений. Составление алгоритма.

Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий.

Алгоритм.

  1. Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. Выделить корень. Поставить ударение.
  2. Вспомнить корни с чередованием и их значения.
  3. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.
  4. Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.

Составление схемы по алгоритму.

Рис.1. Алгоритм «Буквы е-и в корнях с чередованием».

7. Первичное закрепление.

1) Образуйте однокоренные глаголы несовершенного вида с буквой и в корне от следующих слов. Запишите, графически объясните условия выбора орфограммы.

Протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, блестел, сжег.

У доски работают три ученика, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися е и ив корне. Слово с и – хлопок.

2) Выпишите слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с е и ив корнях. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Вспомните, из каких произведений А.С.Пушкина взяты эти примеры.

  1. На девичник собираясь, вот царица, наряжаясь перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним.
  2. А хозяюшкой она в терему меж тем одна приберет и приготовит.
  3. Прибежал бесенок, задыхаясь, весь мокрехонек, лапкой утираясь…
  4. Видишь ли ты палку эту? Выбери любую мету.
  5. Но где Людмила? Он один! В нем сердце, вспыхнув, замирает.
  6. Фарлаф с боязнию глядит; в тумане ведьма исчезает, в нем сердце замерло, дрожит.
  7. Конь упирается, дрожит…
  8. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Дополните столбики слов своими примерами, используя корни с чередованием, которые не встретились в упражнении.

Выполняют по цепочке с подробным комментарием (по алгоритму).

8. Самостоятельная работа.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. По вариантам: 1, 3, 5, 7 – I вариант; 2, 3,4, 6 – II вариант. Проверка в парах.

  1. Засыпает роза, вся в р_се бл_стя, наступает вечер. Спи мое д_тя!
  2. Все д_рев_я бл_стают в разноцветном убор_. (К.Д.Бальмонт)
  3. Умремте ж под Москвой, как наши брат_я ум_рали! И ум_реть мы обещали…(М.Ю.Лермонтов)
  4. Окно захлопнулось со звоном бл_снула молния огнем. (И.А.Бунин)
  5. Степь раздол_ная д_леко вокруг, широко л_жит , ковылем-тр_вой ра_ст_лается. (А.Кольцов)
  6. Снег брызгал из-под копыт ком_я снега обж_гали лицо. (М.И.Прилежаева)
  7. Заж_гают св_тлячки з_л_тые огоньки. (Б.Белова)

9. Итог урока.

Назовите ключевые слова темы урока. Скажите, при каком условии пишется в корнях с чередованием буква и, а при каком – е?

Рефлексия. Синквейн по теме «Урок».

10. Домашнее задание.

  1. Выучите алгоритм « Буквы е-и в корнях с чередованием»
  2. Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.