Цели:
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
- совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному;
- создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.
Оборудование: картины с изображением боев ВОВ, учебники, портрет А. Твардовского, опоры, музыкальные записи, звукозапись, выставка книг о войне, рисунки детей, ножницы, цветная бумага, клей, ватман, клеенки.
Ход урока
1. Организационый момент
Учитель. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами.
2. Эмоциональный настрой
У. Предлагаю, прослушайте стихотворение К. Симонова... . (чтение сопровождается музыкой) Спасибо… Какие чувства вы испытали во время прослушивания?
3. Определение темы и целей урока
У. Рассмотрите картины, помещенные на доске. Что у них общего?
Дети. На этих картинах изображена война. Это Великая Отечественная Война.
У. Как думаете, с какой целью эти картины помещены на доске?
Д. Тема нашего урока: “Великая Отечественная Война”. Мы сегодня будем говорить, и читать произведение о войне.
У. Мы продолжаем работать по теме “Подвиг народа бессмертен”. Сегодня на уроке познакомимся и поработаем еще с одним из произведений на тему Война.
4. Подготовка к восприятию нового материала
У. Произнесите медленно с чувством слово В-О-Й-Н-А.
Дети произносят.
– Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
Д. Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач… (опора)
У. Подберите к слову война эпитеты.
Д. Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская…(опора)
У. Какие чувства вызывает у вас война?
Д. Тревожное, беспокойное, печальное, угрюмое, горькое…(опора)
У. Что вы знаете о Великой Отечественной Войне?
Д. Она началась в 1941 году 22 июня …
У. Ребята! 61 год над нашей родиной синее – синее небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских воинов, и новые поколения будут восхищаться массовым героизмом. Подвиг народа бессмертен!
Рассмотрите выставку книг, что заметили?
Ответы детей.
– Во время ВОВ победу наравне с взрослыми, ковали и дети. Хотели бы вы узнать, как они помогали взрослым?
Прочитайте фамилии писателей. Как думаете с произведением, какого писателя мы будем работать?
На доске:
- В. Бианки
- И. Крылов
- А. Барто
- А. Твардовский
- Г. Андерсен
5. Творчество А. Твардовского
Александр Трифонович Твардовский (1910–1971)
Бой идет святой и правый,
Смертельный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
Александр Трифонович Твардовский русский поэт родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к книге своим детям. “Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым, Никитиным произошло таким именно образом”.
В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие — он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы, поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты).
Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ — вот главная его тема. Полученными впечатления в годы ВОВ он излагал в своих произведениях. После войны писатель работал главным редактором журнала “Новый мир”
6. Работа над произведением
а) первичное чтение.
У. Откройте учебник на странице 190. А Твардовского “Рассказ танкиста”. Прочитайте и почувствуйте настроение автора.
Самостоятельное чтение детьми.
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
Д. Чувство страха, гордости, интереса, опасности…
б) вторичное чтение с выборочным зачитыванием эпизодов.
У. Кто из героев привлек вас?
Д. Мальчик?
У. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
Д. Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу.
У. Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении? Докажите словами из текста.
Д. Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.
– Приветливый – встречает как гостей
– Нежадный, щедрый – сливы сует
– Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…
– Скромный – показал и убежал…
У. Как думаете, автор относится к своему герою? Зачитайте. С какой выразительностью нужно читать?
Д. С уважением, гордостью, он ему нравится…
У. Кроме обычных качеств, присущих любому человеку, мальчику еще свойственно смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам. Что испытывал танкист во время боя? Докажите словами из текста. Какой будет интонация?
Д. Трудность – прорывались, удовлетворения – врага вмяли в чернозем, усталость – вытер пот, благодарность к мальчику, чувство вины перед мальчиком – не спросил как его зовут.
У. Какие чувства испытывал мальчик? Как нужно читать?
Д. Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения боялся, что враг может сменить свое место расположения.
У. Работая в парах, разделите произведение на 3 части.
- Сколько строф в 1 части? (3)
- Сколько строф во 2 части? (5)
- Сколько строф в 3 части? (2)
- С какой интонацией будете читать 1, 2, 3 строфы?
Д. 1 – спокойно идут воспоминания, 2 – тревожно идет бой, 3 – спокойно бой закончен, усталость.
г) работа над языком
У. Какие литературные приемы использует Твардовский?
Д. Повтор. Повторение строфы в начале и в конце стихотворения.
У. Как думаете, для чего?
Д. Поэт использует повтор, чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет.
У. Какой прием использован, для того чтобы выразительней описать предметы?
Д. Прием сравнения.
У. Найдите прием сравнения.
Д. Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.
У. Что можете сказать о звукописи?
Д. Автор часто использует /ж ш щ з с/, чтобы передать шум боя, свист пуль…
У. Хотелось бы вам перечитать это стихотворение?
У доски 3 учащихся читают по частям.
– Удалось ли чтецам передать чувства автора?
6. Физкультминутка
У. Предлагаю отдохнуть.
Тихо играет спокойная музыка, дети выполняют упражнение.
“Поза дерева”
И.п. – стоя. Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох – выдох и плавно поднять руки вверх, ладонями друг к другу. Потянутся всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем (удерживать 15 – 20 секунд). Руки плавно опустите, расслабьтесь, занимайте свои места.
7. Подготовительная работа к изобразительной деятельности
У. Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни.
Великая Отечественная Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев. Очень много вытерпел советский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда – девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград. . . Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.
Дети, для чего людям знать эту историю?
Д. Для того, чтобы помнили и не забывали.
У. А как люди увековечивают память павшим героям?
Д. Они пишут стихи и рассказы, сочиняют музыку, открывают музеи, возводят памятники и обелиски.
У. В городах и поселках, на перекрестках, на лесных полянах, на земле России, Украины, Белоруссии, Венгрии, Германии, где проливали свою кровь советские солдаты, встали монументы, обелиски, памятники, олицетворяющие скорбь о павших героях.
Пусть в нашей памяти останутся образы героев. Хотелось бы вам изготовить памятник “Неизвестному танкисту”.
Предлагаю работать коллективно. Техника исполнения – аппликация из цветной бумаги. Для экономии времени мы будем работать с заготовками. Каждый из вас будет вырезать какую-либо деталь, и приклеивать ее на общее панно.
8. Самостоятельная работа
Сопровождается музыкой.
9. Анализ практической работы
У. Полюбуйтесь нашей работой (стихотворение звукозапись).
У. Подвиг, совершенный этими людьми – эпоха, память о них нетленна. Эта память – величайшее достижение народа. Мы умеем хранить эту память.
Где мы можем использовать нашу картину?
Д. Подарить ветеранам, украсить кабинет, стены школы.
10. Домашнее задание
У. Хотелось бы вам продолжить знакомство с произведениями о героических поступках людей в годы Великой Отечественной Войны. Может быть, у кого-то возникло желание выучить стихотворение?
Ответы детей.