Урок русского языка во 2–м классе "Единообразное написание корня в однокоренных словах"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с правилом написания корня в однокоренных словах; развивать умение находить в слове корень, орфографическую зоркость; воспитывать внимательность, трудолюбие.

Оборудование: алфавит, лента букв, таблица «Состав слова», иллюстрации, сигнальные карточки.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

(На алфавите в рамочках взяты буквы Аа и Яя.)

Учитель: Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причём буква А не живёт в низком домике. В каком домике живёт каждая буква?

Дайте характеристику буквам А и Я.

Класс: А и Я буквы алфавита. Они обозначают гласные звуки. Буква а обозначает твёрдость согласных звуков, а буква Я – мягкость согласных звуков. С буквы А начинается алфавит, буквой Я – заканчивается.

II. Минутка чистописания.

Учитель: На минутке чистописания мы запишем буквы:

Аа Оо Яя Ее Ии Ы

Напишите этот ряд букв и скажите:

А) Что объединяет эти буквы? (гласные)

Б) Какая буква в этом ряду лишняя? (ы)

В) Что ещё можно сказать об этих гласных буквах? (в безударном слоге в корне они требуют проверки)

Класс: Дети дают ответы.

III. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Составьте слово и запишите в словарик.

(Если уверены, пишите ручкой, а нет – то сначала карандашом)

  1. Какое слово составили? (корень)
  2. Что обозначает это слово? (часть растения, часть слова)
  3. Какое значение имеет корень для растения?
  4. Какое значение имеет корень для слова?

Учитель: Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласние звыки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

(Если вы уверены пишите ручкой, а если нет -то сначала карандашом.)

Это слово БЕРЁЗА.

  1. Подберите родовое понятие к слову берёза. (дерево)
  2. Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
  3. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
  4. Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
  5. Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)

Класс: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, чтооно имело вид священного белого дерева –русской берёзы.

Учитель: На какой слог в слове берёза падает ударение?

Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

- Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.

  1. Как ласково мы называем это дерево? (берёзонька)
  2. Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (березняк)
  3. Назовите гриб, который растёт под берёзой. (подберёзовик)
  4. А сок из этого дерева какой? (берёзовый)

- Найдите общую часть родственных слов. (берёз)

Учитель: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.

- Напишите и закончите предложение.

Под берёзой растут (подберёзовики).

- Выделите корень в родственных словах.
V. Физкультминутка

Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

VI. Работа по учебнику.

Учитель: Прочитайте вопрос Почемучки с. 145 учебника.

Правило с. 145

Упр. 303, с. 145

VII. Домашнее задание

Упр. 304, с. 145, правило.

VIII. Упражнения в написании родственных слов

Учитель:

1. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

А) Поле, полочка, полевой, полюшко. (образец)

Б) Печурка, печь, печка, печать. (1 ряд)

В) Соринка, сорняк, сорвал, насорил. (2 ряд)

Г) Вода, водичка, водянка, водить. (3 ряд)

2. Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень.

Свет

 

 

светлый

 

 

светать

Ночь

 

 

ночной

 

 

ночевать

Корм

 

 

кормовой

 

 

кормить

(Диктую вразброс). Трое работают у доски.

3. Игра «Молчанка»

(У детей диски с безударными гласными).

Столбы, снежинка, тяжёлый, листва,прямая, стена, кроты, мясник, река, времена,плясать,комочки,медовый, дворы,сердечко,
озеро,спешат.

- Назови проверочное слово.

IX. Физкультминутка

Учитель: На физкультминутке будут звучать пары слов. В одних парах - родственные слова, в других – нет. Услышав пары родственных слов – вы приседаете, руки на пояс. Если пары не родственных слов – встаёте на носочки ног, руки над головой.

Лес –лесник

 

 

сад – садовый

Река – плот

 

 

дом – дым

Стена – гвоздь

 

 

поле –полюшко

Кот – котик

 

 

обед – стол

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (продолжение)

Упр. 309, с.147

X. Обобщение

Учитель:

  1. Что такое родственные слова?
  2. Как называется общая часть родственных слов?
  3. Как по – другому называются родственные слова?
  4. Каким значком выделяется корень в слове?
  5. Как пишется корень в однокоренных словах?

Класс: Дети дают ответы.

Учитель: Подводит итоги, выставляет оценки.

Использованная литература: Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 Класс», Москва, Владос, 2001.