Урок литературного чтения в 1–м классе по программе "Школа XXI века «Сундучок со сказками»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать интерес к чтению;
  • расширять читательский кругозор;
  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;
  • развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу, воспитывать внимательное отношение к своим друзьям.

Оборудование: магнитная азбука, карточки с заданиями, презентация, библиотечка сказок.

Ход урока

І. Орг. момент.

  • Создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь! Руки?
  • На месте (дети).
  • Ноги?
  • На месте (дети).
  • Локти?
  • У края! (дети).
  • Спина?
  • Прямая! (дети).

II. Сообщение целей урока.

- Сегодня каждый из Вас может блеснуть знаниями, активной работой на уроке. Будьте настоящими друзьями, работая в команде! Сегодня мы узнаем звёздочек, которые будут сиять своими знаниями, умениями, навыками по литературному чтению на школьном небосклоне средней школы №1 п. Игрим. За каждый правильный и аргументированный ответ, команды будут поощряться “звёздами”.

- Прочтите пословицу Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово”. Как вы понимаете её значение.

(Нужно быть внимательными к своим товарищам, не обижать их недобрыми словами).

- Давайте повторим правила работы в группах:

  1. Умей выслушать каждого.
  2. Уважай собеседника.
  3. Приди к единому мнению.
  4. Добивайся успеха.

- Ребята, попробуйте отгадать, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке.

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит … сказка

- Так о чём мы сегодня с вами будем говорить? (О сказках)

- Сегодня, ребята, нам предстоит с вами приоткрыть дверь в прекрасный мир сказки.

- Попробуйте произнести это слово с разной интонацией.

1. Изобразите восторг, радость.

2. Произнесите это слово с грустью.

3. Изобразите удивление.

- Молодцы! У вас очень хорошо получилось.

  • А теперь попробуйте своими словами сказать, что такое сказка? (После ответов, детям даётся определение).
  • Сказка – это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь. (Ученик читает вслух, учитель по ходу комментирует).

1 задание

  • Посмотрите, к нам в гости сегодня пришел домовичок и принес свой волшебный сундучок со сказками. Ребята, дело в том, что с сундучком что-то случилось и он не открывается. Давайте поможем Кузе открыть сундучок. Для этого мы должны правильно назвать сказки, так как буквы в их названиях перепутались:

1 ком. (На магнитной доске) “Шаам и двеемьд” (“Маша и медведь”).

2 ком. “Ивакс – Каруб” (“Сивка – Бурка”).

3 ком. “Вочмокайдю” (“Дюймовочка”).

- Это и будут названия ваших команд!

- Молодцы, справились с заданием, теперь я попробую сказать волшебные слова:

Сундучок! Сундучок!
Позолоченный бочок!
Расписная крышка!
Медная задвижка!

1, 2, 3, свой замочек отопри!

- Ой, смотрите, получилось! Теперь мы с вами сможем узнать многое о сказках. Приготовились!

2 задание

- Выберите, какая фигура нам сегодня понадобится. Ведь мы будем говорить о сказках.

- Конечно, все вы слушали сказки, когда были маленькие. Вам их рассказывали мамы, бабушки. Теперь вы можете читать сказки сами.

- А сейчас вам предстоит узнать, какие сказки бывают. (Учитель показывает на карточки с вопросами).

- Послушайте и отгадайте, из какой сказки этот отрывок:

- Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу. (Муха – цокотуха)

- Кто узнал, что это за сказка? (“Муха Цокотуха”, а написал её К. Чуковский).

- Кто является главными героями этой сказки? (Животные)

- Значит, сказки, герои которых, животные, это сказки … о животных.

(О животных – герои в них – животные, и с ними происходят чудеса: превращения и очеловечивания). – каким цветом закрасим круг?

  • “ А еще меня уверяли, но уж этому – то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых маленьких животных. Ну, например, сделаться крысой или …” (“Кот в сапогах”, Шарль Перро)
  • Что происходит в этой сказке, кто ее узнал?
  • Сказки, в которых происходят чудеса, превращения, волшебство – это … волшебные сказки. (Волшебные – выдуманные, с разными фантастическими событиями).
  • какой цвет соответствует этой теме?

-Так какие бывают сказки?

3 задание

- А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете сказки, которые мы с вами уже читали, и проведём игру “Перемешанные события”.

- Каждой группе даются деформированные предложения. Надо их восстановить, а затем внимательно и выразительно прочитать.

  1. Завтра Новый год! Завтра елка! Игрушки будут готовы, а вот елки нет.
  2. Долго шли Снеговик и Бобик и наконец пришли в огромный дремучий лес …
    А утром снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была елка. (В. Сутеев “Елка”)

  3. Пошел еж и встретился по дороге с зайцем, который тоже шел в поле – на свою капусту поглядеть.

- С тобой вперегонки? – говорит заяц. – Не смеши меня, пожалуйста. Неужели же ты на своих кривых ногах меня обгонишь?

На семьдесят четвертый раз добежал заяц до середины поля и свалился на землю.

(Братья Гримм, немецкая сказка “Заяц и еж”)

  1. Жили – были муж да жена. Детей у них было всего двое – дочка Малашечка, да сынок Ивашечка.

Подруги заманили ее в лес с ребенком – она села и стала брату веночки плести.

Прилетели гуси, осмотрели яблоню – нет никого! Полетали еще туда, сюда да с тем к Бабе – Яге и вернулись.

(Русская народная сказка “Привередница”)

  • Каждая группа выразительно зачитывает получившийся отрывок из сказки, а другие группы должны угадать название сказки.
  • Посмотрите внимательно, ребята, на угаданные сказки и их авторов.

- Назовите, у какой сказки есть автор?

  • Вот такие сказки называются авторские или литературные.
  • А у каких сказок нет автора? А кто же их написал? (Народ).

Кроме сказок, которые сочинили писатели, существуют и другие, и их неизмеримо больше – это народные сказки, созданные неизвестными сказочниками и передаваемые от поколения к поколению, из уст в уста.

4 задание

  • Сказки схожи между собой, потому, что в них отразились мечты народов о счастье, их вера в победу добра над злом.
  • Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время …

Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей. И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что телевизор передает изображение на далекое расстояние и т.д. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

Нет, волшебные русские сказки не лгали,
Про Кощееву смерть, про ковер – самолет.
Нет, не праздные люди те сказки слагали,
А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

- Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их соотнести:

Ковер – самолет

Телевизор

Чудо – зеркальце

Водолаз в скафандре

Клубок, указывающий путь

Самолет

Садко с гуслями на дне морском

Компас

5 задание

  • А теперь давайте проверим, как вы были внимательны, проведем.

“Литературное домино”

Быль

Сказка, былина, песня, загадка, пословица и другие произведения, написанные народом.

Сказка

Скребицкий, Бианки, Пришвин, Чарушин.

Фольклор

Дрожжин, Есенин, Пушкин.

Произведения этих писателей о природе

Это народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил, часто выдумка, неправда, ложь.

Писатели - сказочники

Рассказ о том, что было действительно в жизни и прошло.

Русские поэты

В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро, Андерсен.

ІІІ. Итог урока

- Итак, ребята, что же интересного, удивительного, познавательного мы узнаём, попадая в мир сказок? (Учат творить добро, помогать людям, быть честными, правдивыми, осуждают ложь, высмеивают глупость).

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Ну и закончить наше мероприятие хочется такими словами: “Сказка злого человека делает добрым, скупого – щедрее, скучного – веселее и глупого – умнее”.
  • А теперь подведем итоги, посчитайте свои звездочки.

Приложение 1

Приложение 2