Урок русского языка в 6–м классе "Лингвистический марафон по стране Глагол"

Разделы: Русский язык


Форма урока – игра-путешествие с использованием ИКТ.

Цели:

  • повторить и обобщить изученное по теме «Глагол»;
  • совершенствовать умения и навыки, связанные с изученными орфограммами;
  • повысить интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
  • содействовать выработке навыков самоконтроля по изученному разделу.

Оборудование: компьютер, цифровой проектор, презентация, сигнальные карточки, дипломы каждому учащемуся.

Ход урока.

Организационный этап.

Мотивационный этап.

- Ребята, мы с вами изучили одну из самостоятельных частей речи-глагол. И для того чтобы проверить ваши знания, мы сегодня совершим с вами марафон по стране Глагол. Поэтому откройте тетради, запишите число и тему урока.

- А что такое марафон ? (Слайд 3)

- В лёгкой атлетике марафонская дистанция составляет 42 км 195 м. Название своё марафон получил от греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в пятом веке до н. э. Но у нас с вами достаточно необычный марафон – марафон лингвистический. Дистанция нашего пути состоит из нескольких отрезков пути, на каждом из которых находится преграда, преодолеть её можно, лишь выполнив лингвистическое задание.

- Итак, на старт!

- Чтобы старт прошёл успешно, нужно показать ,что вы достойно подготовились к марафону. Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку (Слайд 4):

Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду- всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт!
В.Кондрашов.

- О какой части речи говорится в эпиграфе? Почему?

- Какой основной признак глагола указан в стихотворении? (Грамматическое значение-действие предмета)

Преграда «Дерево признаков». (Слайд 5)

-Преодолев эту преграду, вы пройдёте 6км. Необходимо снять с дерева листочки с теми признаками, которых нет у глагола.

(род, переходность, вид, склонение, падеж, возвратность, лицо, время, неизменяемость, наклонение).

-Каких признаков не хватает? (спряжение)

-Как называются эти признаки? (морфологические)

-На какие две группы делятся признаки? (постоянные и непостоянные)

-Чтобы не потеряться в ущелье, мы должны показать путь и пройдём следующую дистанцию в 12 км.

«Ущелье спряжения». (Слайд 9)

-Вставьте пропущенные буквы и отметь тот ряд, в котором все глаголы имеют окончание «е».

а) люб_м,прыгн_м,слыш_м,дад_м;
б) выбира_м,украша_м,хоч_т,се_т;
в) дыш_м,ед_м,выбел_т,беж_шь.

-Назовите все разноспрягаемые глаголы в данном задании

Работа с сигнальными карточками «е» - «и».

-С помощью сигналов указываете окончание глаголов, кто ошибается, выходит из игры. Самые выносливые награждаются.

Колет, дышим, слышишь, сеем, веем, дадим, бреет, клеит, бежишь, верим, читаешь, обидимся ,хочет ,любит

-Назовите все глаголы-исключения.

-Наш путь продолжается. Чтобы достичь отметки 18 км, нужно изрядно потрудиться, сыграв в следующую игру.

Игра «Найди пару». (Слайд 10)

(С обратной стороны доски работает один учащийся)

-Я читаю слово, вы записываете его напротив слова с аналогичной орфограммой. Необходимо вспомнить все орфографические правила, изученные в разделе «Глагол». (Слова второго столбика читаются вразнобой).

  1. приехал- преступить(нарушить)
  2. собираемся -стереть
  3. взыграться- разыскивать
  4. касался- коснусь
  5. загореть- загар
  6. стричь- беречь
  7. сеяла -клеил
  8. беседовать- разговаривать
  9. пишите- пишете
  10. думаешь- держит
  11. умываться- скрывается

-Молодцы, справились с заданием! А сейчас нас ждёт передышка. Чтобы восстановить силы, проведём физкультминутку.

(Выходит один учащийся и проводит со всем классом разминку).

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И работать все начните!

-Продолжаем марафон. Глаголы какого наклонения использовались в разминке?(Повелительного)

-Какие ещё наклонения глаголов вы знаете? (Изъявительное, условное)

-Следующая преграда называется «Башня наклонений». (Слайд 12)

-Если вы правильно выполните задание, то окажитесь на отметке 24 км. Необходимо определить наклонение и вставить пропущенные буквы, обозначив орфограммы.

  1. Когда вы напиш_те письмо подруге?
  2. Напишите обязательно письмо подруге.
  3. А Балда приговаривал с укоризной: « Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»
  4. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом и ступай туда, где лучше.

Большая часть пути уже пройдена , и мы приближаемся к отметке 30 км.Но посмотрите на небо,какие тёмные тучи, кажется ... начинается дождь, мы очутились в Долине дождей. (Слайд 13)

Задание. Напишите сочинение-миниатюру о дожде, используя указанные глаголы.

Шумит, звенит, шуршит по листьям, идёт, капает, моросит, накрапывает, барабанит, струится, льёт как из ведра, хлещет, стучит, стекает, зачастит , хлынет , зарядит , сеет как из сита , прыгает , пляшете.

1 ряд на тему «Летний дождь», 2 ряд на тему «Осенний дождь» , 3 ряд на тему«Весенний дождь».

-Ну вот и дождь закончился, можно продолжать путь, но будьте внимательны и осторожны, земля скользкая, можете подскользнуться. А ведь мы уже доходим до отметки 36 км.

«Лабиринт фразеологизмов». (Слайд 14)

-Чем являются в предыдущем задании словосочетания сеет как из сита, льёт как из ведра? (Фразеологизмами).

-Допишите фразеологизмы, дополнив нужными глаголами.

_________баклуши
_________в ежовых рукавицах
_________из мухи слона
_________в калошу
_________сложа руки
_________общий язык

-Перед вами последний отрезок марафонской дистанции и финишная прямая. Успешно выполнив завершающее задание ,вы окончите марафон.

«Город исправления ошибок». (Слайд 15)

-Исправьте речевые ошибки. Определите , с чем они связаны.

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и , наконец , отправлялись. Пошли они , пошли , как вдруг замечали ,что заблудились. Сначала они пугались , но потом успокаивались. «Надо съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пёс. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

Заключительная часть.

-Итак, наш марафон завершён, вы успешно справились со всеми препятствиями. Я вас поздравляю с успешным финалом!

-Ребята. Давайте подведём итог, какие знания нам пришлось вспомнить при выполнении заданий? ( Ученики делают вывод ).(Выставляются отметки, вручаются дипломы каждому участнику марафона, даётся домашнее задание).

Презентация урока.