Урок алгебры в 10–м классе "Производная в физике и технике"

Разделы: Математика


Учитель: Сегодня на урок понадобятся ручки, карандаши, линейка тетрадь, учебник и дневник.

И работать мы с вами будем по плану:

  1. Поработаем по учебнику на стр. 137
  2. Затем порешаем физическую задачу, С/К
  3. Будет у нас тест, К/У
  4. Решим кроссворд, В/К
  5. И рефлексия, то есть подведем итог урока.

И я надеюсь, что, реализуя этот план, мы все с вами получим положительные оценки.

ДЗ выберите сами.

  • Что мы изучаем в школе, все используется в жизни.
  • Какая тема была на прошлом уроке?
  • Производная.
  • Как вы думаете, где используется производная? (история, биология и тд)

Правильно, молодцы, вы сами мне назвали тему сегодняшнего урока (открыть тему, закрытую бумагой). Объявите тему:

Производная в физике и технике.

У вас на столах лежат модули (Приложение 1), по которым сегодня будем работать. Придвиньте их и давайте прочитаем цель сегодняшнего занятия:

Ученик читает.

Цель: найти применение производной в физике и технике.

На столах у вас машины, катните их соседу, и обратно.

И проблема, которую мы будем решать, это

Ученик читает.

Проблема: Доказать, что движение машины связано с производной.

УЭ–1

Цель: Определить физический смысл производной, ввести понятие второй производной, выяснить ее физический смысл.

Задание № 1. Используя учебник на стр. 137, найти:

а) определение скорости, формулу записать в тетрадь. (v=∆x/∆t)

б) ответить на вопрос: к чему стремится по определению производной данное отношение ? Записать формулу в тетрадь. (→x`(t))

в) сравнить ответ а) и ответ б), сделать вывод. Формулу записать в тетрадь. (x`(t)=v)

Зачитать определение механического смысла производной (несколько раз)

Производная от координаты по времени есть скорость.

 

Задание № 2. Используя учебник на стр. 137, найти ответ на вопрос: Чему равна производная от скорости по времени? Записать в тетрадь формулу. (v`(t)=a)

Задание № 3. Сравним первые три формулы, ответить на вопрос: Каким равенством связаны координата по времени с ускорением? Запишите формулу. ()

Зачитать понятие второй производной (несколько раз)
Производная от скорости по времени есть ускорение.

 Посмотрите внимательно на эти формулы, они пригодятся при решении физической задачи.

Работу по учебнику закончили, приступаем к решению физической задачи. Следующий Учебный Элемент. Цель: ученик читает.

УЭ–2

Цель: Применение найденных формул на практике.

Задача. (С/К)Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: и. В какой момент времени t0 скорости их равны, т. е. .

Что дано, что найти, какие формулы будем использовать.

Прикрепить на доску записанное дано.

Дать решать 4 минуты, проверить по рядам, вывесить решение.

После проверки поставьте С/К.

Поставить оценку по критериям:

Если ответы и решение совпадают, то «5»,

Если решение правильно, но в ответе арифметическая ошибка, то «4»,

Если две ошибки, то «3»

Если три ошибки и более, давайте «2» не ставить, все же вы старались, решали, поставьте «3»

Вопрос: Что может двигаться вместо точек?

Машина, человек, птица и тд.

Катните машинки, давайте пройдем навстречу друг другу, замрите! Как вы думаете, вы двигаетесь?

Да.

Все в движении постоянно. ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ.

Раз есть движение, значит, есть … (скорость – говорят ученики), с которой мы двигаемся, и … (ускорение). А найти мы их можем с помощью … (производной)

Приложение 4 (у автора)

Летит пуля, снаряд, удар клюшкой о шайбу, мчится поезд, ременная передача в тракторах, машинах

Везде есть движение, есть закон, по которому двигается тело, скорость и ускорение.

Итог: Какую проблему ставили? К чему пришли?

И движение, и автомобиль связаны с производной.

УЭ–3

Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме.
Тест. К/У
(Приложение 2)

Физкультминутка

УЭ–4

Цель:
Кроссворд. В/К
(Приложение 3)

Оценки общие посчитайте

Рефлексия:

Цели урока достигли?

Нашли, где применяется производная

Оценки получили?

Пятерок сколько: поднимите руки, Четверок? Троек?

У –5

ДЗ:

Самим составить задачу на применение производной в физике и технике
или
Найти исторические сведения об ученых, причастных к производной.