Урок русского языка по теме "Правописание производных предлогов"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;
  • формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • работа по формированию речевой компетенции в употреблении произодных предлогов.

Оборудование: Используются таблица и рифмованные алгоритмы Т. Я. Фроловой г. Симферополь, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.

Итак, мы начинаем…

2. Сообщение темы, постановка целей урока.

Как звучит тема нашего урока? (Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие).

– А какие предлоги называются производными?

(Производными называются предлоги, от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий)

– Обратимся к таблице (рисунок 1). В чем, по-вашему мнению, заключается сложность в правописании данных производных предлогов?

(Нужно отличать производные предлоги от созвучных сочетаний существительных с предлогом)

– Это и есть основная цель сегодняшнего урока.

3. Объяснение нового материала.

Работа с таблицей.

– В чем отличие в написании предлогов и существительных?

(Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение отличаются от созвучных сочетаний существительных с предлогом только конечной –е).

Как же нам научиться различать эти омонимичные формы? Обратимся к сочетаниям существительных с предлогами. Какова начальная форма этого сочетания? Докажите, что перед нами именно существительные с предлогом.

(Течение реки. Можно задать смысловой вопрос и можно вставить между предлогом и существительным прилагательное. Например: в (быстром) течении (чего?) реки;

в (скором) продолжении (чего?) книги; в (квалифицированном) заключении (кого?) специалиста).

– Теперь обратимся к производным предлогам. Скажите, зачем здесь нарисован будильник? Может быть, затем, чтобы указать на то, что предлоги в течение, в продолжение, в заключение имеют временное значение и отвечают на вопросы как долго? когда?


Рисунок 1

  1. В течении… дня шел дождь.
    Образец рассуждения: можно задать вопрос как долго? Значит, в течение – производный предлог и на конце – Е

    Быстрая в течении… река.
    Образец рассуждения: быстрая (в чем?) в течении – это существительное и, значит, на конце – И.
  1. В заключени… выступления он привел важные факты.
    Образец рассуждения: он привел важные факты (когда?) в заключение выступления. Значит, в заключение – производный предлог и на конце пишем – Е

    В заключени… медицинской комиссии рекомендации по проведению лечения.
    Обр. рассуждения: (В чем?) в заключении (чего?) комиссии; В (окончательном) заключении комиссии. Следовательно, в данном предложении в заключении – существительное и конечное – И.

Ребята, хорошим подспорьем вам послужит рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

– Ребята, обратимся снова к таблице. Какой производный предлог, заявленный в теме, мы обошли вниманием?

(предлог вследствие)

– Верно. Что вы можете сказать о значении этого предлога и его написании?

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вследствие непогоды (из-за непогоды)

– Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

(В)следствии… снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие- предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: (В)следствии… по делу допущено ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

4. Закрепление.

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»

Задание: списать предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине в течени… целого дня.
  2. В течении… реки следует опасаться водоворотов.
  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
  6. В продолжени… романа появляются новые герои.
  7. В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
  8. В быстром течени… реки мелькнула лодка.
  9. (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

Выборочное списывание

Задание:

  • I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.
  • II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания.

(Предложения можно спроецировать на доску с помощью графопроектора или учащиеся получают индивидуальную карточку)

  1. В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).
  2. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
  3. Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.
  4. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
  5. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
  6. Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.

5. Употребление производных предлогов в речи

Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Корректировка текста.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Январь в Белгороде»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В Белгороде в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

6. Итог урока:

Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на карточках, которые лежат перед вами, написали примеры словосочетаний, где бы омонимичные словоформы являлись производными предлогами и сочетаниями существительных с предлогом.

Вы обратили внимание на то, что карточки у вас разных цветов (синие, зеленые, розовые), так что свои ответы можете написать на карточке понравившегося вам цвета.

7. Домашнее задание.

Литература:

  1. Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2005.
  2. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок II часть. Симферополь «Таврида», 2006.