Урок в 10-м классе по теме "Аппаратные и программные средства ИКТ"

Разделы: Информатика


Цель:

  • Обобщить знания по теме аппаратные и программные средства ИКТ
  • Закрепить основные понятия темы
  • Систематизировать знания по пройденному материалу

Задачи:

  • активизация деятельности учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы;
  • воспитание чувства ответственности за качество и результат выполненной работы.

Характеристика урока: форма – “конференция” с элементами исследования и обобщения с оперативным контролем и коррекцией результатов; тип урока – комбинированный (обобщающий и контрольный); стратегия – диагностическая и коллектвно-соревновательная.

Подготовительный этап: Разбивка на группы; задание группам (название, логотип, выбор капитана, вопросы “конкурентам”); “экспертам” написать программу-тест на языке QBASIC.

Обеспечение урока: демонстрационный ПК + проектор, программная среда QBASIC.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. “Конференция”
  3. Выступление “экспертной группы”
  4. Обобщение и оценка результатов
  5. Д/З

Ход урока

Здравствуйте ребята, Здравствуйте гости!

Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний по теме аппаратные и программные средства ИКТ. Проведем мы его в форме конференции. На которой выступят группы-фирмы которые вы должны были создать выполняя д/з последних уроков.

Итак приняты заявки на участие в конференции от трёх фирм:

  1. “Компьютерный век”; фирма торгующая аппаратными частями к ПК.
  2. “V@no & компания”; фирма торгующая БПО и ППО.
  3. “Антихаккер”; фирма обеспечивающая защиту ПК.

Хочу сказать, что вас сегодня будут слушать наши гости, а также слушать и оценивать “экспертная группа” составленная из учащихся 11-х классов.

Сценарий метод
  1. Выступление первой группы-фирмы “Компьютерный век”

Проверка знаний: тест на компьютере в приложении WORD (Приложение 1)

“Конференция”

Цели:

  • развитие креативного, логического, критического мышления.
  1. Выступление второй группы-фирмы “V@no & компания”

Проверка знаний: задания на компьютере в приложении WORD, сопоставить при помощи стрелок понятия из левого и правого столбцов (Приложение 2)

  • развитие умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.
  1. Выступление третьей группы-фирмы “Антихаккер”

Проверка знаний: на компьютере

  1. проверить диск/дискетку на наличие вируса;
  2. заархивировать документ
 
  1. Выступление “экспертной группы” старшеклассников.

Проверка знаний: тест на компьютере в приложении QBASIC

“Шефы”

Цели:

Обучающие:

  • глубокое изучение подшефными пройденного материала;
  • повышение понимания и запоминания шефами пройденного в предыдущих классах материала.

Развивающие:

  • развитие умений говорить;
  • развитие умений общаться в позиции “руководитель-подчинённый”;

Воспитывающие:

  • воспитание ответственности у шефов;
  • воспитание сотрудничества.
  1. Подведение итогов
  1. Д/З

Анализ урока (Приложение 3)

  1. Характеристика класса

Для открытого урока я выбрала на 10-й классе по нескольким причинам:

  • хороший микроклимат в коллективе;
  • в классе выделяются лидеры, которые могут успешно организовать работу в группах, что, и продемонстрировано на уроке (они создали фирмы, набрали себе штат, распределили обязанности)
  1. Место урока в теме, разделе, курсе. Связь с предыдущими уроками.

Данный урок является завершающим в разделе. Тип урока “Обобщение и систематизация ЗУН” позволяет продемонстрировать практическое применение навыков полученных на уроках информатики и технологии

  1. Какие задачи ставились и решались. Почему?

Целью всего урока явилось: обобщение и систематизация знаний по теме “Аппаратные и программные средства ИКТ”

Задачи:

  • закрепление знаний, умений и навыков по теме;
  • активизация деятельности учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы;
  • воспитание чувства ответственности за качество и результат выполненной работы (как за свою работу, так и за работу своего коллектива);

Для того чтобы актуализировать в памяти ранее усвоенные знания необходимые для понимания, осмысления и усвоения следующего нового материала; а также формирование научных понятий с учетом прошлого опыта учащихся, имеющихся знаний, житейских понятий.

  1. Какие методы, приёмы были использованы.

Для своего урока я решила выбрать проблемный, исследовательский, поисковый, наглядно-образный, аналитико-синтетический методы, которые помогли реализовать следующие задачи и цели:

  • развивающие: развитие креативного, логического, критического мышления; развитие умения говорить, задавать вопросы и отвечать на них; развитие умений общаться на уровне “руководитель-подчинённый”, “подчинённый- подчинённый”;
  • обучающие: глубокое изучение, “подшефными”- 10-м классом, пройденного материала; - повышение понимания и обобщения, “шефами”-11-м классом, пройденного в предыдущие годы материала.
  • воспитывающие: воспитание ответственности у “шефов”; воспитание сотрудничества на уровне “руководитель-подчинённый”.
  1. Удалось ли решить поставленные задачи урока?

Перед учащимися стояла задача создать свою фирму, которая бы пользовалась популярностью среди пользователей ПК. Дети были вовлечены в учебную деятельность: создали компьютерные презентации, рассказывающие о том, что делает их фирма. В итоге учащиеся столкнулись с проблемой существования подобных фирм в информационном пространстве. Результатом работы стало то, что учащиеся самостоятельно решили проблему о необходимости совместной работы фирм в какой-то, возможно, компьютерной корпорации, которая объединила бы их с последующим расширением штата корпорации.

  1. Общая самооценка.

Я считаю, что на уроке поставленные задачи были решены, цели достигнуты. Учащиеся провели работу на высоком уровне. Их интерес к выполнению работы был очевиден. Урок прошел в хорошей дружеской атмосфере этому способствовали увлекательный эмоциональный рассказ, наглядность, эстетическое оформление классной комнаты, состояние технических средств, понятность изложения материала, стимулирование положительных переживаний за результаты учебной деятельности, произвольное переключение внимания, учёт возраста учащихся.

Может быть, кто-то из них свяжет свою жизнь с работой в этой системе. Ведь в современном мире без персонального компьютера не обходится ни одна сфера деятельности человека.