Интегрированный урок по информатике и логике "Цветик-семицветик"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • проверка уровня усвоения материала, полученного учащимися за I полугодие;
  • расширить представления учащихся об устройствах компьютера;
  • применение логических задач на уроках информатики;
  • обобщить материал, касающийся устройств компьютера;
  • дать представление о программе Microsoft Power Point;
  • развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • карточки с вариантами ответа (Приложение 2);
  • классная доска (для фиксации хода игры);
  • карточки членов жюри.

Ход урока

1. Организационный момент. 

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы погрузимся в увлекательное путешествие в мир информатики и логики. Вам потребуется смекалка, находчивость, смелость. Вам предстоить проявить свои знания как в области информатики, так и продемонстрировать свое логическое мышление.

Вы уже поделились на команды. А для того чтобы выбрать сильнейшую из вас, нам потребуется помощь жюри.

Успех вам. Итак, начинаем игру.

2. Конкурс “ПРИВЕТСТВИЕ”

Учитель: Каждый капитан должен представить свою команду, т.е. сказать нам название и девиз команды. Члены жюри помогут оценить вашу находчивость по пятибальной системе. (Для того чтобы съэкономить время, можно дать детям возможность обдумать этот вопрос дома).

Жюри объявляет результат.

Та команда которая набирает большее колличество очков, выбирает первую тему. Соответственно дальнейший выбор вопросов можно чередавать.

Финальным конкурс – разгадывание коммандой кроссворда.

3. Конкурс “РЕБУСЫ”

Ребятам необходимо логически подумать и дать правильные ответы. Задания выполняются по принципу «кто быстрее».

 (ответ: каникулы)

 (ответ: скворец)

 (ответ: слово – серебро, а молчание – золото)

 (ответ: уловка)

 (ответ: язык до Киева доведет)

Учитель: Жюри оценивает.

4. Конкурс “ВИКТОРИНА”

Учитель: Для хорошего владение компьютером, необходимо не только знать характеристики устройств, но и уметь правильно использовать их. Сейчас мы проверим, как вы усвоили этот материал. Перед вами на столах лежат карточки с вариантами ответов. Ваша задача по моей команде выбрать правильный ответ (Приложение 2). Побеждает та команда, кто больше правильно ответит на вопросы.

Вопросы.

  1. Укажите устройство, не являющееся устройствами ввода информации:
    А) клавиатура;
    Б) мышь;
    В) монитор;
    Г) сканер.
  2. Укажите тип принтера с наихудшим качеством печати:
    А) матричный
    Б) струйный
    В) лазерный
    Г) светодиодный
  3. Клавиатура – это устройство:
    А) вывода информации
    Б) ввода символьной информации
    В) ввода манипуляторного типа
    Г) хранения информации
  4. Назначение клавиши Shift:
    А) ввод команды
    Б) удаление символов
    В) печать заглавных символов
    Г) переход к началу страницы.
  5. Завершает ввод команды клавиша:
    А) Shift
    Б) Backspace
    В) пробел
    Г) Enter
  6. Перемещает курсор в начало строки клавиша:
    А) Home
    Б) End
    В) PgUp
    Г) PgDown
  7. Дополнительная клавиатура включается кнопкой:
    А) Caps Lock
    Б) Num Lock
    В) Scroll Lock
    Г) Power
  8. Знаки препинания печатаются:
    А) с клавишей Shift
    Б) простым нажатием на клавишу
    В) с клавишей Alt
    Г) с клавишей Ctrl
  9. Укажите устройство, не являющиеся устройством вывода информации:
    А) монитор
    Б) клавиатура
    В) принтер
    Г) звуковые колонки.
  10. Назначение клавиши Backspace.
    А) ввод команды
    Б) удаление символов слева от курсора.
    В) печать заглавных символов
    Г) переход в начало страницы.
  11. Пустые символы печатает:
    А) Shift
    Б) Enter
    В) Backspace
    Г) пробел.
  12. Caps Lock – это клавиша:
    А) включения дополнительной клавиатуры
    Б) фиксации ввода заглавных букв
    В) замены символов
    Г) вставки символов.
  13. Двойной щелчок:
    А) указывает объект
    Б) активизирует объект
    В) открывает объект
    Г) перемещает объект.
  14. Акустические колонки - это устройство
    А) обработки звуковой информации
    Б) хранения звуковой информации
    В) ввода звуковой информации
    Г) вывода звуковой информации

Учитель: Жюри подводит итоги.

5. Конкурс “ШИФРОВКИ”

Учитель: В данном задании мы сталкиваемся с зашифрованными словами. Ваша задача расшивровать закодированные слова и указать способ шифрования. Побеждает та команда, которая больше найдет правильных решений.

На доске появляются слайды с заданиями.

Задание.

  1. атексид
  2. граафаопаосатраоиатеальа
  3. ддииссккооввоодд
  4. алкаивутар
  5. смыкмыамынмыемырмы
  6. кмьтреюпо

Ответы:

  1. Дискета – слово пишится наоборот
  2. Графопостроитель – после каждых двух букв вставляется буква «а»
  3. Дисковод – каждая буква дублируется
  4. Клавиатура – слово разбивается на слоги, которые читаются справа налево
  5. Сканер – после каждой буквы вставляется союз «МЫ»
  6. Компьютер – слово пишется через букву слева направо, а затем оставшиеся буквы читаются справа налево

Учитель: Жюри подводит итоги.

6. Конкурс “ФИГУРА”

Учитель: В данном задании вы должны выбрать фигуру, которую можно нарисовать, не отрывая руки от бумаги и не проводя по линии дважды.

1.

2.

3.

Ответ: фигура_2

Учитель: Жюри подводит итоги.

7. Конкурс “СЛОВА”

Учитель: В следующем конкурсе вам необходимо расставить слова (ЛУК, ПИК, МАК, МЕХ, ВЕС, ОСА) вместо звездочек. Это необходимо сделать так, чтобы вставленное слово служило окончанием первого и началом второго.

  • ЗАНА(* * *)НА,
  • ТУ(* * *)А,
  • С(* * *)АНИК,
  • К(* * *)НКА,
  • КАБ(* * *)ОШКО,
  • ГА(* * *)ЕТ.

Победу одерживает в данном конкурсе та команда, которая быстрее справится с заданием.

Ответ: зана(вес)на, ту(пик)а, с(мех)аник, к(оса)нка, каб(лук)ошко, га(мак)ет.

Учитель: Жюри подводит итоги.

8. Конкурс “ПЕРЕЛИВАНИЯ”

Учитель: Командам предстоит за определенное время правильно решить задачу на переливания. Жюри оценивает правильность выполнения задания.

Задача.

Как, имея два ведра емкостью 4 л и 9 л, налить из водопроводного крана 6 л воды?

Ответ: для этого предстоит сделать следующие операции:

4-литровое ведро

9-литровое ведро

4

0

0

4

4

4

0

8

4

8

3

9

3

0

0

3

4

3

0

7

4

7

2

9

2

0

0

2

4

2

0

6

Учитель: Жюри подводит итоги.

9. Конкурс “СООТВЕТСТВИЕ”

Учитель: Командам предстоит за определенное время правильно решить логическую задачу. Жюри оценивает правильность выполнения задания.

Задача.

На стоянке стояли пять машин. Известно, что «Жигули» стояли перед «Волгой», «Ауди» – после «Тайоты», «Волга» перед «Мерседесом», «Мерседес» перед «Тойотой». В каком порядке стояли машины на стоянке?

Ответ: 1 – «Жигули», 2 – «Волга», 3 – «Мерседес», 4 – «Тойота», 5 – «Ауди».

Учитель: Жюри подводит итоги.

10. Подведение итогов, награждение победителей.