Система тренингов для построения сценического голоса у школьников

Разделы: Внеклассная работа


Цель: научить ребенка владеть голосом, правильно и четко выражать свои мысли.

Удивительная способность ребенка – повторять и придумывать различные действия и движения, отталкиваясь от увиденного. А вот рассказать о своих ощущениях может редкий ребенок, так как не хватает элементарного словарного запаса и срывается голос. Работая со школьниками много лет, я поняла, что взрослые тренинги по постановке голоса детям неинтересны, они в них «не играют». Как же быть? Отталкиваясь от игровых этюдов на фантазию, воображение и внимание, со временем сложилась система тренингов, интересных детям и дающих хорошие результаты.

Разработанная мной система тренингов включает в себя:

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Активизация голоса.
  3. Развитие силы, громкости голоса.
  4. Темпоритм речи.
  5. Интонация.

Данные тренинги могут включать в себя изучение основ актерского мастерства, что только повышает их эффективность. В работе над постановкой голоса особое внимание уделяется стихам детских поэтов: Барто А., Михалков С., Хармс Д., Маршак С. и д.р. Стихи помогают ритмически организовать речь, привести в рабочее состояние тело, мышцы, чувства учащегося. Прочитывая по нескольку раз стихи, учащийся вырабатывает сценический слух, когда отличают не точно произнесенные звуки, воспитывает чувство веры в выполнение сценических этюдов. Соединение актерских и речевых этюдов существенно влияет на голосо-образующий аппарат. Начинает работать схема: Звук-Фантазия-Действие. Звук будит фантазию, она в свою очередь будит действие. Это, в конечном итоге, формула хорошего актерского представления для школьников. Результативность методики проявляется через год – полтора. Ребенок должен втянуться, регулярность занятий индивидуальна, но не реже двух раз в неделю. Занимаясь таким образом школьник может сделать вывод, что актерская профессия это тяжелый и изнурительный труд, который невиден зрителю. Но чтобы зрители аплодировали нужно долго работать, тренироваться, репетировать, повторять сказанное по несколько раз.

Новшество методики разработанной мною в том, что все тренинги это своеобразная игра. Ведь через игру ребенок учиться познавать мир.

1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработать хорошую осанку и верное фонационное дыхание.

Начинается с небольшой игровой разминки, при помощи которой ребята «разогревают» свое тело, чтоб перейти к звукопроизношению. Разминка выполняется от медленного к быстрому темпо-ритму.

Хороший звук зависит от взятого дыхания и правильной осанки (верного положения тела – спина прямая, диафрагма свободна).

Тренинги по дыхательной гимнастике:

Интенсивный прерывистый вдох–выдох - «Плач».

Резкий вдох-выдох – «Злость».

Резкие 2-3 вдоха и медленный продолжительный выдох – «Обида».

Интенсивный вдох и медленный равномерный, продолжительный выдох – «Мыльные пузыри».

Продолжительный интенсивный вдох и прерывистые резкие выдохи – «Смех».

Это игры с детьми, перед которыми стоит задача вспомнить, почему я (ученик) обиделся (или еще какое-либо действие), как я себя веду при этом. А главное, заострить внимание как при этом «ведет себя» дыхание. Дети с удовольствием придумывают новые действия и рассказывают, как при этом они дышат.

2. Активизация голоса.

Цель: Снять излишнее напряжение с голосо-речевого аппарата, в основном это нижняя челюсть.

После освоения верного дыхания можно переходить к определению средней разговорной ноты. Ее еще называют центром звучания.

Тренинг по определению средней разговорной ноты:

Производиться сидя на стуле. Рот закрыт, спина прямая, губы сомкнуты неплотно. Произносится звук «Н». Тянем звук как можно дольше (как в тренинге «Мыльные пузыри»). Этот тренинг называется «Зуммер».

После определения центра звучания голоса можно переходить к произношению гласных звуков (А, О, У, И, Ы). Тренинг на произношение гласных звуков: аналогичен тренингу «Зуммер». Только после трехсекундного произношения с сомкнутыми неплотно губами звука «Н», рот без напряжения открывается и произноситься гласный звук, который должен быть ровным, без «толчков» и «провалов». Мышцы нижней челюсти и губы свободны. Выдох ровный, неослабевающий в момент закрытия рта на гласной букве. Этот тренинг называется «Слабость».

После того, как учащиеся освоили свободное звучание отдельных гласных звуков, которые произносили сидя на стуле, при прямой спине, руки на коленях лежат свободно. Можно переходить к выполнению простейших физических этюдов – упражнений, стоя в кругу или по парам напротив друг друга. В этом случае учащиеся копируют друг дуга и учатся подмечать положительные, либо отрицательные моменты этюдов.

Пример тренинга:

Представляют больное горло со звуками «А», «Э». Вдох – «судорожный» и интенсивный, медленный выдох с задержкой дыхания перед вдохом. Упражнение называется «Боль».

Аналогично упражнению «Боль», по вдоху и выдоху, выполняется упражнение «Усталость». Ставиться другая актерская задача и звук «А» заменяется на звук «О» или «У». Школьники также с огромным удовольствием придумывают свои тренинги по аналогии.

Последний этап в этой части методики – произношение логически законченной фразы с верно взятым дыханием на определенное количество слов.

Пример тренинга:

Цель: Подтягивание всей фразы к ударному слову.

К одному слову пристраиваем другие, подходящие по смыслу слова, так, чтобы получились логические фразы (как серпантин). Учитель задает слово – книга.

Первый ученик – интересная книга.

Второй ученик – читаем интересную книгу.

Третий ученик – я читаю интересную книгу.

Четвертый ученик – я читаю интересную книгу о шпионах.

И так далее….

После этого тренинга учащийся понимает, что такое ударное слово и как может меняться смысл фразы, если это слово изменить.

Тренинг – игра «Ноги»:

Цель этого тренинга произносить все слова с одинаковой силой звучности, выделяя ударное слово «Ноги», не делая прерывания голоса. Дыхание равномерное.

Большие ноги шли по дороге
Маленькие ноги бежали по дороге.

Эти фразы можно произносить также играя в игру «Спор», то есть доказываю друг другу какие «Ноги шли по дороге». Постепенно повышая голос от центра звучания вверх или вниз. От этого тренинга можно перейти к развитию громкости, силы, тембра голоса у учащихся.

3. Развитие силы, громкости голоса.

Цель: Показать учащимся при помощи каких упражнений и тренингов можно приобрести красивый, звучный сценический голос. Следить за свободой звучания голоса.

Голос ребенка подобен музыкальному инструменту. В основе «настройки» голоса – произношение гласных звуков, междометий, но с обязательными актерскими этюдами на физические действия (прыжки, бег). Я взяла за основу детскую игру под названием «Потопали». Дыхание глубокое, ровное, даже во время выполнения физических действий. Скорость произношения увеличивается. Дыхание меняется при каждой смене скорости произношения.

Потопали – потопали (топают ногами)
Дотопали до тополя (хлопают в ладоши)
Дотопали до тополя (топают ногами)
И ноги все протопали (хлопают в ладоши)

Скорость можно увеличивать до скорости произношения скороговоркой (их можно использовать в этих тренингах, но дети от них быстро устают, потому что не понимают какие движения нужно выполнять).

Тренинг – Упражнение «Лошадка»:

В основе актерский этюд «Животные». Учащиеся представляют себе каких-либо парнокопытных животных. Выполняется весело, задорно, с юмором. Дыхание как в тренинге «Смех».

Цок, цок, цок, цок, цок – копытце
Под копытцем пыль клубится.

Школьники не заметно для себя еще работают над сложным звукосочетанием «тц». Тщательно проговаривают окончание – звук «К», «Д», «М». Эти буквы в обычной разговорной речи проговариваются слишком быстро и вместо слова «Медок» слышится «Ме-ок», а вместо слова «Инструмент» - «Инс-румен».

Длительность звучания отдельных слогов, слов, интервалы и длительность пауз, быстрота речи составляют темп. Он тесно связан с физическими действиями. Чем быстрее темп речи, тем меньше времени для верного произношения звука. Движения становятся резкими не красивыми, можно сказать незаконченными. А если еще паузы между такими фразами – движениями уменьшить, то получиться «речевая каша», которую, к сожалению, мы, педагоги, часто слышим от учащихся. В нашем театральном коллективе темпоритм – основа речи.

4. Темпоритм речи.

Цель этого этапа – добиться координации движений и темпа речи, отрабатывать сосредоточенное многоплоскостное внимание через выполнение как индивидуальной, так и групповой задачи. Отрабатывать ритмически организованную, звучную, свободную речь с соответствующими жестами и мимикой.

Вот несколько примеров разработанных мною стихотворно-речевых этюдов – действий.

Для младших школьников цель проста: проговаривать стихотворный текст, акцентируя внимание на четком произношении согласных звуков, окончаний. Приведу пример игры – потешки. Дети двигаются по кругу, увеличивая скорость своего движения. Темп речи также увеличивается. Можно произносить текст всем учащимся вместе, а можно по одной фразе каждому учащемуся.

Стучит, бренчит по улице –
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке –
Туда же по дорожке.
Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
Сено косить!
На что тебе сено?
Коровок кормить.
На что тебе коровы?
Молоко доить.
На что тебе молоко?
Деток поить!

Для школьников среднего звена цель сложнее: Выработать ритмически организованную, размеренную, звучную речь, с акцентом на перспективу, на конечную цель. Здесь, как и в предыдущем случае, для ее проработки лучше использовать стихотворение. Форма работы здесь индивидуальная или парная. Для примера возьмем текст–пьесу «Топотушки». Участники – два человека: один исполняет роль кота, другой – маленького ребенка. Темпоритм у «кота» - медленный, у «ребенка» - быстрый. Речь у «кота» испуганно-озадаченная, у «ребенка» - радостно-восторженная.

Ребенок.

Топ-топ, топотушки…
Удивляются игрушки.

Кот.

На окошко прыгнул кот:
Ира по полу идет.

Ребенок.

Ходит не ладошками,
А топочет ножками.

Кот.

Маленькими ножками
Красными сапожками.

Ребенок.

И сама удивлена,
Что не падает она.

Кот.

Топ-топ, топотушки…

Задача актеров – скоординировать движения друг друга, темпоритм и оценку фактов действий, координацию действий и речи. Точные движения, сопровождаются четко произнесенной фразой.

5. Интоннационность речи.

…Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…

В этом небольшом стихотворении сосредоточена цель работы на этом этапе: создать условие для понимания важности интонации. Соединить ритм, темп, высоту, силу звучания голоса с перспективой речи. Научить понимать, по произносимому слову, настроение героя. Вопрос, восклицание, утверждение, определение, противопоставление – все это должны чувствовать зрители, слышащие актера. А поскольку актер – школьник, то логику поведения, перспективу роли, логическим паузам уделяется главное внимание в работе над интонацией. Что такое главные и второстепенные члены предложения, знаки препинания учащиеся изучают на уроках русского языка. А вот показать, что от ударного слова изменяется смысл фразы, что длина паузы имеет огромное значение, что скорость и темп речи влияют на смысл сказанного – этому можно научиться только на занятиях в театральном кружке. Цель работы: синхронизировать речь и движение. Добиться путем соединения знаний в разных отраслях фонетики, орфоэпии, орфографии и т.п. верного, точного воздействия актерского, сценического слова на зрителя.

Здесь есть две части подготовки: упражнение и стихотворный тренинг.

Упражнение: «Дай списать».

Форма работы – парная. Это диалог двух участников игры. Задача первого попросить переписать домашнее задание, а второго – отказывать. Диалог ведется с использованием простейших жестов и мимики. Согласные сонорные звуки – «Л», «М», гласные звуки: «И», «А», «У», «О». Звуки произносятся с одинаковой силой, выделяется ударное слово. Главное здесь интонация по схеме: просьба-отказ.

− ли – ли – милилим ли? (Ты сделал домашнее задание?)
− ли. (Да.)
− ли лимимимла лала? (Дай списать мне.)
− му. (Нет.)
− му? Мимиму? Мамамому! Лалолу! (Нет? Почему? Пожалуйста! Золотко!)
− мамалалилу! Му! Му! Мумума! (Никогда! Нет! Нет! Зануда!)

Два школьника не догадываются изначально о чем пойдет речь в диалоге, только по интонации силе речи понимают смысл сказанного.

А вот еще один пример интонационной работы над стихотворением. Д.Хармс, Жил-был человек маленького роста. Задача актера показать внимание, интерес к маленькому человеку, показать отношение к рассказанному через удивление событиями стихотворения, увлекать зрителя занятным смехом маленького человека. Форма работы – групповая, индивидуальная. Вместе с учащимися определяем главное ударное слово в тексте, оно подчеркнуто линией. Затем определяют логические паузы. В тексте они показаны следующими знаками: √, I. Рядом с написанным текстом обозначают движение и темпоритм произносимых фраз.

Жил на свете старичок
Маленького роста I
И смеялся старичок
Чрезвычайно √ просто:I

Темп речи увеличивается от размеренного к быстрому.

Движение: стоя лицом к зрителю размахивать руками. I круг движений см. приложение урок №2

Ха-ха-ха
Да, хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да, бух-бух!
Бу-бу-бу
Да, бе-бе-бе
Динь-динь-динь
Да, трюх-трюх!

Раз, √ увидев, паука, √
Страшно √ испугался
Но, √ схвотившись за бока, √
Громко √ рассмеялся I

Темп очень быстрый, до скороговорки.

Второй круг движений см. приложение урок №2

Хи-хи-хи
Ха-ха-ха
Хо-хо-хо
Гуль-гуль!
Ги-ги-ги
Га-га-га
Го-го-го
Буль-буль

А увидев стрекозу
Страшно рассердился, I
Но, от смеха √ на траву
Так и повалился I

Третий круг движений см. урок №2

Гы-гы-гы
Гу-гу-гу
Го-го-го
Бах-бах
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята! Ах! Ах!

От того насколько точная интонация ребенок понимает ругают его или хвалят, от нее так же зависит и дальнейшие верные действия того с кем он общается.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система тренингов очень важна как для представлений различных пьес, так и в обыденной жизни. Так как умение рассказывать интересно, содержательно, сопоставлять увиденное, выражать свой мысли, осознавать свою индивидуальность – отличает современных молодых людей XXI века от прошлого.

Приложения вы можете получить у автора статьи.