Рабочая программа элективного курса "Модуль"

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-11 классов. Программа может быть использована в классе с любой степенью подготовленности, она способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся и предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В программе говорится о способах решения уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков функций, содержащих модуль.

Содержание занятий будет направлено на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решении новых и интересных задач.

На изучение отводится 19 часов. Основными целями курса являются:

  • Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики.
  • Формирование умений решать задания с модулем.
  • Определение уровня способности учащихся и их готовности в дальнейшем к профильному обучению в школе и успешной сдачи ЕГЭ.
  • Помочь повысить уровень понимания и практической подготовки.
  • Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся.
  • Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

  • Систематизировать ранее полученные знания по решению заданий с модулем.
  • Познакомить учащихся с различными типами задач и различными способами их решения.
  • Развивать логическое мышление учащихся, обогащать и расширять математический кругозор учащихся.
  • Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать и уметь:

  • определение абсолютной величины действительного числа;
  • основные операции и свойства абсолютной величины;
  • правила построения графиком функций, содержащих знак абсолютной величины;
  • алгоритмы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
  • преобразовывать выражения, содержащие знак модуля;
  • решать уравнения и неравенства, содержащие знак модуля;
  • строить графики функций, содержащих модуль.

Форма деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Форма организации занятий: беседы, практикумы.

Программа курса "Модуль" включает в себя темы по изучению способов решений уравнений, неравенств, содержащих модуль, и строить графики функций, содержащих модуль. Проверка полученных знаний и навыков осуществляется по результатам самостоятельных работ и итоговой контрольной работы.

В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного и домашнего решения. Для занятий разработаны опорные конспекты.

Примерное тематическое планирование

Разделы и темы

Всего часов

Практика

Теория

Тема 1. Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, решение уравнений и неравенств, содержащих модуль. (10 ч)

1

Определение модуля числа и его применение при решении уравнений.

1

0,5

0,5

2

Решения уравнений и неравенств, содержащих модуль с помощью метода интервалов.

2

2

 

3

Решение уравнений, содержащих модуль на координатной прямой.

2

2

 

4

Решение неравенств вида |х| > а, |х| < а посредством равносильных переходов.

2

2

 

5

Модуль и иррациональные уравнения.

1

1

 

6

Преобразование выражений, содержащих модуль

2

2

 

Тема 2. Графики функций, содержащих модуль (9 ч)

7

Построение графиков функций вида

3

3

 

8

Построение графиков функций вида

2

2

 

9

Решение уравнений и неравенств графическим способом

2

2

 

10

Контрольная работа

2

2

 

Основное содержание курса

Тема 1. Определение модуля числа и его применение при решении уравнений.

Ученик должен:

  • знать: определение понятия "модуль".
  • уметь: применять определение, свойства абсолютной величины действительного числа к решению уравнений.

Тема 2. Решения уравнений и неравенств, содержащих модуль с помощью метода интервалов.

Ученик должен

  • знать: суть метода интервалов, определение модуля.
  • уметь: применять метод интервалов при решении уравнений и неравенств.

Тема 3. Решение уравнений, содержащих модуль на координатной прямой.

Ученик должен

  • знать: определение модуля и координатной прямой.
  • уметь: решать уравнения, содержащих модуль на координатной прямой.

Тема 4. Решение неравенств вида |х| > а, |х| < а посредством равносильных переходов.

Ученик должен

  • знать: суть равносильных переходов, определение модуля.
  • уметь: применять равносильные переходы при решении неравенств, содержащих модуль на практике.

Тема 5. Модуль и иррациональные уравнения.

Ученик должен

  • знать: определение понятия "модуль".
  • уметь: применять определение абсолютной величины к решению иррациональных уравнений.

Тема 6. Преобразование выражений, содержащих модуль.

Ученик должен

  • знать: понятие и свойства модуля.
  • уметь: применять их для преобразования выражений, содержащих модуль.

Тема 7. Построение графиков функций вида .

Ученик должен

  • знать: приемы построения графиков элементарных функций; определение модуля числа; виды простейших графиков, изучаемых в школе.
  • уметь: строить графики функций вида .

Тема 8. Построение графиков функций вида .

Ученик должен

  • знать: определение модуля.
  • уметь: строить графики функций вида .

Тема 9. Решение уравнений и неравенств графическим способом.

Ученик должен

  • знать: определение модуля.
  • уметь: строить графики функций, аналитическое выражение которых содержит знак модуля.

Тема 10. Контрольная работа.

Ученик должен

  • знать: все способы решения уравнений и неравенств; строить графики функций, содержащих модуль.
  • уметь: применить знания в ходе решения заданий контрольной работы.

Библиографический список

  1. Алгебра [Текст]: сборник задач для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2007.- 191с.
  2. Алгебра. 7 кл.: В двух частях [Текст]: 4.1: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, - 6-е изд.- М.: Мнемозина, 2003, - 160с.
  3. Алгебра. 7 кл.: В двух частях [Текст]: 4.2: задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, - 6-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2003.- 160с.
  4. Алгебра [Текст]: учебник для 8 кл. сред. шк. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, СБ. Суворова; под ред.С. А. Теляковского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1994.- 239с.
  5. Алгебра [Текст]: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред.
    С.А. Теляковского. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2003.- 270с.
  6. Виленкин, Н.Я., Виленкин, Л.Н., Сурвилло, Г.С. Алгебра [Текст]: учебное пособие для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1995. – 256с.
  7. Галицкий, М.Л. Сборник задач по алгебре [Текст]: учебное пособие для учащихся 8-9 классов с углубленным изучением математики. – 12-е изд. - М.: Просвещение, 2006. – 301с.
  8. Егерман Е. Задачи с модулем 9-10 классы [Текст]: // Математика. - № 23. – 2004. – 18-20с.
  9. Колесникова, С.И. Решение сложных задач ЕГЭ [Текст]: 300 задач с подробным решением. – М.: Айрис пресс, 2005. – 83с.
  10. Кузнецова, Л.В., Суворова, С.Б., Бунимович, Е.А. Алгебра [Текст]: сборник задач для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 191с.
  11. Мерзляк, А.Г., Полонский, В.Б., Якир, М.С. Алгебраический тренажер [Текст]: - М.: Илекса, 2005. – 320с.
  12. Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. - № 33. – 2004. – 21с.