Цели урока для учащихся:
- Сформулировать понятия “местное”, “поясное время”, “линия перемены дат”, “Гринвичский меридиан”, “дни равноденствия”, “дни солнцестояния”, “тропики”, “полярные круги” и “пояса освещенности”;
- Познакомиться с другими видами движения Земли;
- Поиск причинно – следственных связей в нестандартных вопросах.
Задачи урока для учащихся:
- Определить каковы географические следствия орбитального и осевого вращения Земли;
- Произвести самотестирование по теме: Игра “О, отличник”.
№ зад. | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению
материала Power Point “Движения Земли” |
Баллы | |
Блок 1. Подготовительный этап. Вспомните. |
||||
1 | Что такое осевое вращение
Земли? В каком направлении вращается планета, если смотреть на неё со стороны Северного полюса? |
Презентация слайд 1 | 1 | |
2 | Что такое земная ось? Как называется точка “выхода” оси на поверхность. Как на форму Земли влияет ее осевое вращение? | Слайд 2 | 1 | |
3 | Под каким углом Солнечный свет падает на землю? | Слайд 3 Солнечный свет падает на Землю под прямым углом, следовательно, разные участки земной поверхности получат….. количество солнечного тепла и света. Слайд 4 | 1 | |
4 | Что за прибор изображен на фото? Для чего он служит? | Слайд 5 | 1 | |
5 | Чем примечателен этот меридиан? | Какое время называют местным? Чем местное время отличается от поясного? Что называют линией перемены дат? Где находится линия перемены дат? |
3 |
|
6 | Каковы следствия осевого вращения Земли? | 3 | ||
Нестандартное применение знаний. |
||||
7 | Практическая работа | Слайд 7 Решение задач в тетради. | 5 | |
8 | Представьте себе что, Земля не вращается вокруг своей оси. | Какие явления будут характерны: - для
светлой стороны? Сравните свои ответы. Вернитесь на прежний слайд. Ёжик - путешествуем дальше. |
3 | |
9 | Перед вами две системы мира | Слайд 10 Кто авторы этих систем мира? Как вы считаете какая гипотеза правильная? | 1 | |
Блок 2. Изучение нового материала. |
||||
10 | Двигаясь со средней скоростью 30 км/с за сколько времени Земля совершит полный оборот вокруг Солнца? | Истинная продолжительность года -365 дней 6 ч. 9 мин. 9сек. | 2 | |
11 | Как расположена земная ось по отношению к плоскости земной орбиты? | Запишите в тетрадь и запомните: Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5° и своим северным концом всегда направлена на Полярную Звезду. Земная ось не изменяет направления наклона в течение года. |
2 | |
12 | Изменяется ли степень освещенности северного и южного полушария в течение года? | Слайд 11 “Орбитальное
движение Земли”. Июнь: освещено
больше……полушарие, а меньше – ……полушарие. Значит декабрь, январь, февраль для Северного полушария – зимние месяцы, а для Южного - …….? |
3 |
|
13 | Каковы следствия орбитального вращения Земли | Следствие орбитального вращения Земли. | 2 | |
14 | Почему происходит смена времен года? | Слайд 11 Алгоритм:
смена времен года происходит потому, что: А)
Земля обращается вокруг……; |
3 | |
15 | Изменится ли степень освещенности для Северного и Южного полушария в течение года? | Если “да” – то почему? Если “нет” – то почему? |
2 | |
16 | Что такое полярные круги, полярный день, полярная ночь? | Слайд 13 Докажите, что в летнее время за полярным кругом Солнце не заходит за горизонт, а в зимнее не появляется над горизонтом. (ёжик слайд 14, треугольник – слайд 15, ёжик 16) | 3 | |
17 | Что такое тропики? | Слайд 16 Найдите параллели 23,5° с.ш. и 23,5° ю.ш. определите когда на них солнечные лучи падают отвесно (Солнце стоит в зените). | 1 | |
18 | Определите географическую широту. | Полярные круги- Тропики – Слайд 17 |
2 | |
19 | Какие 4 даты в году наиболее примечательны? | Запишите в тетрадь и запомните: 22 июня и 22 декабря – дни летнего и зимнего солнцестояния; 21 марта и 23 сентября – дни равноденствия (день равен ночи) Заполните таблицу: Слайд 18 |
4 |
|
20 | Кто такие Афелий и Перигелий? | Слайд 19 Афелий – точка, удаленная от Солнца. Перигелий – точка близкая к Солнцу. |
2 |
|
21 | На какие пояса освещенности разделяется поверхность Земли? Где проходят границы между ними? | Слайды 13, 17 | 3 | |
Блок 3. Нестандартное применение знаний. |
||||
22 | Представьте себе, что земная ось не наклонена, а перпендикулярна плоскости орбиты. Как бы распределялись времена года на Земле? Изменилась бы продолжительность дня и ночи? | Слайд 20 Проверь свои предположения треугольник. |
5 |
|
23 | Представьте себе, что земная ось не наклонена, а параллельна плоскости орбиты. Как бы распределялись времена года на Земле? Изменилась бы продолжительность дня и ночи? | Слайд 21 Проверь свои предположения треугольник. |
5 |
|
24 | Какой вид движения представлен на рисунке. | Слайд 24 | 1 | |
25 | Вместе с Млечным Путем наша планета участвует еще в одном виде движения. | Слайд 25 | 1 | |
Блок 4. Применение знаний “Выход”. |
||||
26 | Ответьте на вопросы теста. Power Point “О, отличник”. |
Откройте папку “О, отличник” выберите любую группу вопросов. Подсказка 50/50 уменьшает ваши шансы получить “5”, но избавляет от неудач! | ||
27 | Поделитесь своими впечатлениями об уроке. | Зайдите в презентацию урока найдите слайд 26 и сделайте свой выбор. Спасибо. |
Самооценка: Свыше 50 баллов – оценка “5”; 40-50 баллов – оценка “4”; менее 40 баллов – оценка “3”.
Домашнее задание: учебник стр. 44-47. На к.к стр.4-5 подписать полярные круги, тропики, закрасить разными цветами жаркий пояс, умеренный пояс, холодные пояса.