Движения Земли

Разделы:


Цели урока для учащихся:

  1. Сформулировать понятия “местное”, “поясное время”, “линия перемены дат”, “Гринвичский меридиан”, “дни равноденствия”, “дни солнцестояния”, “тропики”, “полярные круги” и “пояса освещенности”;
  2. Познакомиться с другими видами движения Земли;
  3. Поиск причинно – следственных связей в нестандартных вопросах.

Задачи урока для учащихся:

  1. Определить каковы географические следствия орбитального и осевого вращения Земли;
  2. Произвести самотестирование по теме: Игра “О, отличник”.
№ зад. Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала

Power Point “Движения Земли”

Баллы
 

Блок 1. Подготовительный этап. Вспомните.

 
1 Что такое осевое вращение Земли?

В каком направлении вращается планета, если смотреть на неё со стороны Северного полюса?

Презентация слайд 1 1
2 Что такое земная ось? Как называется точка “выхода” оси на поверхность. Как на форму Земли влияет ее осевое вращение? Слайд 2 1
3 Под каким углом Солнечный свет падает на землю? Слайд 3 Солнечный свет падает на Землю под прямым углом, следовательно, разные участки земной поверхности получат….. количество солнечного тепла и света. Слайд 4 1
4 Что за прибор изображен на фото? Для чего он служит? Слайд 5 1
5 Чем примечателен этот меридиан? Какое время называют местным?

Чем местное время отличается от поясного?

Что называют линией перемены дат? Где находится линия перемены дат?

 

 

3

6 Каковы следствия осевого вращения Земли?   3

Нестандартное применение знаний.

7 Практическая работа Слайд 7 Решение задач в тетради. 5
8 Представьте себе что, Земля не вращается вокруг своей оси. Какие явления будут характерны:

- для светлой стороны?
- для темной стороны?

Сравните свои ответы. Вернитесь на прежний слайд. Ёжик - путешествуем дальше.

3
9 Перед вами две системы мира Слайд 10 Кто авторы этих систем мира? Как вы считаете какая гипотеза правильная? 1
 

Блок 2. Изучение нового материала.

 
10 Двигаясь со средней скоростью 30 км/с за сколько времени Земля совершит полный оборот вокруг Солнца? Истинная продолжительность года -365 дней 6 ч. 9 мин. 9сек. 2
11 Как расположена земная ось по отношению к плоскости земной орбиты? Запишите в тетрадь и запомните:

Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5° и своим северным концом всегда направлена на Полярную Звезду.

Земная ось не изменяет направления наклона в течение года.

2
12 Изменяется ли степень освещенности северного и южного полушария в течение года? Слайд 11 “Орбитальное движение Земли”.

Июнь: освещено больше……полушарие, а меньше – ……полушарие.
Январь: освещено больше……полушарие, а меньше – ……полушарие.

Значит декабрь, январь, февраль для Северного полушария – зимние месяцы, а для Южного - …….?

 

 

 

3

13 Каковы следствия орбитального вращения Земли Следствие орбитального вращения Земли. 2
14 Почему происходит смена времен года? Слайд 11 Алгоритм: смена времен года происходит потому, что:

А) Земля обращается вокруг……;
Б) Земная ось……по отношению к плоскости земной орбиты на….

3
15 Изменится ли степень освещенности для Северного и Южного полушария в течение года? Если “да” – то почему?
Если “нет” – то почему?
2
16 Что такое полярные круги, полярный день, полярная ночь? Слайд 13 Докажите, что в летнее время за полярным кругом Солнце не заходит за горизонт, а в зимнее не появляется над горизонтом. (ёжик слайд 14, треугольник – слайд 15, ёжик 16) 3
17 Что такое тропики? Слайд 16 Найдите параллели 23,5° с.ш. и 23,5° ю.ш. определите когда на них солнечные лучи падают отвесно (Солнце стоит в зените). 1
18 Определите географическую широту. Полярные круги-

Тропики – Слайд 17

2
19 Какие 4 даты в году наиболее примечательны? Запишите в тетрадь и запомните:

22 июня и 22 декабря – дни летнего и зимнего солнцестояния;

21 марта и 23 сентября – дни равноденствия (день равен ночи) Заполните таблицу: Слайд 18

 

 

4

20 Кто такие Афелий и Перигелий? Слайд 19

Афелий – точка, удаленная от Солнца.

Перигелий – точка близкая к Солнцу.

 

2

21 На какие пояса освещенности разделяется поверхность Земли? Где проходят границы между ними? Слайды 13, 17 3
 

Блок 3. Нестандартное применение знаний.

22 Представьте себе, что земная ось не наклонена, а перпендикулярна плоскости орбиты. Как бы распределялись времена года на Земле? Изменилась бы продолжительность дня и ночи? Слайд 20

Проверь свои предположения треугольник.

 

5

23 Представьте себе, что земная ось не наклонена, а параллельна плоскости орбиты. Как бы распределялись времена года на Земле? Изменилась бы продолжительность дня и ночи? Слайд 21

Проверь свои предположения треугольник.

 

5

24 Какой вид движения представлен на рисунке. Слайд 24 1
25 Вместе с Млечным Путем наша планета участвует еще в одном виде движения. Слайд 25 1
 

Блок 4. Применение знаний “Выход”.

 
26 Ответьте на вопросы теста.

Power Point “О, отличник”.

Откройте папку “О, отличник” выберите любую группу вопросов. Подсказка 50/50 уменьшает ваши шансы получить “5”, но избавляет от неудач!  
27 Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Зайдите в презентацию урока найдите слайд 26 и сделайте свой выбор. Спасибо.  

Самооценка: Свыше 50 баллов – оценка “5”; 40-50 баллов – оценка “4”; менее 40 баллов – оценка “3”.

Домашнее задание: учебник стр. 44-47. На к.к стр.4-5 подписать полярные круги, тропики, закрасить разными цветами жаркий пояс, умеренный пояс, холодные пояса.