Урок внеклассного чтения по теме "Сказка Г.Х. Андерсена «Ромашка»". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: показать детям, как происходило рождение сказки в поэтической душе писателя-сказочника, какое место занимали цветы в его удивительных творениях, как светлый и чудесный мир благородства и любви проникает в сердце читателей.

Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора.

Оборудование: компьютерное приложение к уроку (Приложение 1), аудиокнига Г.Х. Андерсен «Сказки и истории», тексты сказки Г.Х.Андерсена «Ромашка» у каждого ученика, карточки с деформированным планом и набор иллюстраций для работы в группах.

Ход урока

Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!
Г.Х.Андерсен.

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» -«Вальс цветов». Давным-давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет… эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро вставало солнце, и вода в колодце становилась легкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока ещё маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если только одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого захода солнца. А сказки росли, росли… пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начинали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник!» И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О.Дриз)

- Почему так старался сказочник, работая в своём саду?

- Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему? (Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен – он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»).

- Перед вами портрет поэта, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, вдохновенного императора, народного певца – Г.Х. Андерсена.

3. Актуализация знаний.

1) Беседа об авторе и его произведениях.

- Что знаете об Г.Х.Андерсене?

- (Родился в семье прачки и сапожника в Дании, в г.Оденсе 2 апреля 1805г. В настоящее время этот день объявлен Международным днём книги.

- Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности…

- Его никогда не наказывали.

- Мечтали обо всём, что могло прийти в голову.

- Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.

- Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.

- В 14лет потерял отца, уехал в Копенгаген.

- Первые сказки услышал от отца.

- Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку.)

2) – Какие сказки вам запомнились?

Кроссворд по сказкам Г.Х.Андерсена.

  1. Героиня сказки, которая из-за любви к принцу превратилась в морскую пену. (Русалочка)
  2. Замечательная певчая птица, по её имени названа сказка. (Соловей)
  3. Как звали очень маленькую героиню? (Дюймовочка)
  4. 4. Имя мальчика, который умчался в царство льда к Снежной Королеве. (Кай)
  5. Этот предмет лежит у меня в шкатулке, он помог принцессе стать женой принца и мешает спать на мягкой постельке. (Горошина)
  6. Он был с одной ногой, т.к. его отливали из олова последним, но он стоял на ней так же твёрдо, как другие на двух и оказался самым замечательным из всех. (Солдатик)
  7. Из чего шила Элиза рубашки для своих братьев? (Крапива)

- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили? (Они интересные, чистые, поэтичные, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять.)

3) Рождение сказок в душе автора.

- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к Андерсену? (В результате рассуждений появляется схема)

4. Сообщение темы и задач урока.
- В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

С детства любил Андерсен наблюдать жизнь растений. Сам писал: «Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый цветок говорят: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. Всё, что тебе нужно сделать, это приглядеться повнимательнее.» И стоит мне захотеть, как у меня тот час же появляются истории».

Обращение к эпиграфу: «Мы обязаны делиться с миром, Что есть в нас!» Зоркими глазами Андерсен пристально всматривался в мир, замечая многое, ускользавшее от других. Видимо, так и появилась сказка, которую мы прочитаем и проанализируем. Посмотрите на ключевое слово по вертикали в кроссворде. (Ромашка.)

Нам предстоит разобраться в том, что же увидел автор? Что заметил? Что хотел пробудить в сердцах сказкой, которую придумал сам?

5. Первичное восприятие.

Лексическая работа. Дёрн – верхний слой почвы, густо заросший травой.

Чтение сказки «Ромашка». (Звучит аудиозапись чтения в исп. В.Кузнецовой из аудиокниги «Х.К. Андерсен. Сказки и истории».

6. Осмысление.

- Что можете сказать об этой истории? (Это очень грустная история.)

- Почему именно о ней написана сказка, а не о тех пышных и важных цветах?

- Давайте обратимся к текстам и проанализируем сказку.

7. Анализ литературного произведения.

- Какой вы увидели ромашку? (Она простой скромный цветок, её не заботило, что она такой простенький бедненький цветочек).

- Нравилась ли ромашке её жизнь? Прочитайте, что она думает о себе, своих ощущениях в саду. («Я ведь вижу и слышу всё! Солнышко меня ласкает, ветерок целует! Как я счастлива!»).

- А теперь прочитаем описание садовых цветов.

- Какими они были? (Они были очень гордыми, считали себя лучше всех, они не замечали маленькую и простую ромашку).

- Не показалось ли вам, что цветы в сказках Андерсена - это люди?

- Какие слова и выражения из сказки подтверждают эту мысль? («Важничали, раздували щёки, покраснели от досады»).

- Как называется такой прием в литературе? («Олицетворение»).

- А как она относилась к окружающим её цветам? («Она любовалась ими, радовалась за них, никогда никому не завидовала»).

- Что чувствовала ромашка, когда жаворонок спустился к ней? Прочитайте.

- Они стали друзьями?

- Как вы думаете, почему жаворонок спустился не к знатным цветам, а прямёхонько к скромной ромашке? Это было случайно? (Нет, т.к. ромашка - простой верный друг, открытая, жизнерадостная, добрая девочка с золотым сердечком).

- Прочитайте, какая была реакция на это у других цветов. (Они завидовали ромашке, не понимали, как птичка прилетела к такому незаметному цветку).

- А ромашке было жаль тюльпаны, которые срезала хозяйка.

- Вы обратили внимание на противопоставление ромашки гордым и пышным садовым цветам? Обратите внимание на позицию автора. Вы ощущаете его присутствие? (Да, в сказке всё время слышится голос писателя: он любуется ромашкой, восхищается её добрым сердцем, насмешливо относится к пионам.)

- Автор не просто наблюдает за происходящим, а даёт всему оценку. Поэтому она является литературной сказкой.

- Что же было потом? (Судьба снова свела ромашку с жаворонком. Но, увы, это была печальная и последняя история. Жаворонок попадает в западню, ромашка хочет помочь птичке.)

- Прочитаем об этом.

- О чём думает ромашка, очутившись в клетке с жаворонком? (Она думает не о себе, а о нём).

- А другие цветы? (Они были так заняты собой, что ничего не заметили. Андерсен даже не стал писать о них.)

- Конец у сказки очень грустный: жаворонок погибает, а что же случилось с ромашкой? (Её выбрасывают на пыльную дорогу). Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?

- Только ли грусть, печаль испытывает читатель? Может быть возникают другие чувства? Какой намёк вы ощущаете? Можем ли мы считать сказку пищей для ума и разума? (Возникают мысли о мальчиках, которые погубили жаворонка, хочется посмотреть на себя со стороны, так ли я всё делаю, хочется защищать всё прекрасное вокруг).

8. Закрепление.

Моделирование сказки. Работа в группах. У каждой группы конверты с карточками.
1, 2 группы – восстановите деформированный план.

  1. Ромашка распустилась. (Рисунок 1)
  2. «Как я счастлива!» (Рисунок 2)
  3. Гордые цветы. (Рисунок 3)
  4. Встреча с жаворонком. (Рисунок 4)
  5. Девушка срезает цветы в саду. (Рисунок 5)
  6. Жаворонок в западне. (Рисунок 6)
  7. Мальчики выкапывают дёрн с ромашкой. (Рисунок 7)
  8. В клетке с жаворонком. (Рисунок 8)
  9. Гибель птички. (Рисунок 9)
  10.  На пыльной дороге. (Рисунок 10)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

3, 4 группы – расположите по порядку действия, изображённые на иллюстрациях. Создайте фильм, озвучьте.

3 группа – 1-5 иллюстрации.

4 группа – 6-10 иллюстрации.

Защита проектов представителями групп.

9. Рефлексия.

- Давайте ещё раз вспомним строчки, где жаворонок описывает ромашку. «Какой миленький цветочек в серебряном платьице, с золотым сердечком!»

- Как вы думаете, что означает с «золотым сердечком»? (С одной стороны это цвет, с другой - качество характера – доброе сердечко, благородное.)

- А кто ещё знает одну маленькую девочку, героиню сказки Андерсена, которая в первую очередь думала и беспокоилась о других? (Дюймовочка жалеет мотылька, полевую мышь, помогает ласточке.)

- Что же хотел донести до нас автор? Что мы вынесли для себя из этой истории? (Андерсен хотел, чтобы ромашка была примером для всех, чтобы люди стремились быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми, а не такими, как синьоры цветы, чтобы ромашка была для каждого из нас «светлым и чудесным миром благородства».

10. Заключение.

Заканчивается наш урок, и мне хотелось, чтобы у нас в классе распустилась ещё одна благородная ромашка. Я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках Андерсена. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу: «Сказки Андерсена утверждают светлый и чудесный мир благородства».

На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:

- Сказки Андерсена учат…

- Сказки заставляют задуматься…

- В сказках Андерсена живут…

Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей.

- Пусть радостью, добром, благородством светятся ваши сердца, а в память о нашем уроке я дарю вам эти маленькие ромашки. Пусть они напоминают вам о нашей встрече и будут залогом дальнейшей дружбы.

11. Домашнее задание.

По выбору:

  1. нарисовать ромашку и жаворонка;
  2. сочинить небольшую сказку о ромашке;
  3. придумать другую концовку к сказке «Ромашка».

12. Оценивание работы учащихся.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто мне помогал.

- Спасибо вам за урок!