Формирование орфографической зоркости и навыков грамотного письма младших школьников

Разделы: Начальная школа


Орфографическая грамотность – это
составляющая часть общей языковой
культуры, залог точности выражения
мысли и взаимопонимания.

Орфография и ребенок младшего школьного возраста, его интерес к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения правилам правописания. Как «соединить» науку о законах русской орфографии с детьми от шести до десяти так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?

Вопросы, вопросы, вопросы. Они мучают уже не одно поколение ученых, учителей, учеников и, конечно, родителей. Актуальны ли эти вопросы для сегодняшней школы? Или, наконец-то, все проблемы решены? Увы, утвердительного ответа не услышишь ни от тех, кто учит, ни от тех, кто учится.

С преподаванием русского языка в школе сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, появились новые программы и учебники, большое количество дидактических материалов, призванных, как написано в их аннотациях, повысить грамотность учеников, способствовать развитию интереса к изучению родного языка, с другой, как показывает практика, уровень грамотности наших учеников либо остается по-прежнему невысоким, либо – катастрофически снижается.

Об этом задумался и я, выпуская очередной класс в среднее звено. Почему учащиеся знают правило, приводят примеры, а начинают писать - ошибки, ошибки. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок? Ведь начальная школа-это основа знаний учащихся, и от нас зависит успех грамотности старшего звена.

Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь, как пишется слово, в котором он допустил ошибку, он отвечает, что знает это правило, и это знает, и это… Да, он знает правила, он их заучил, но, когда пишет, он не видит случаев, когда их нужно применить.

И я понял, что надо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Работа по формированию грамотного письма должна строиться с учетом следующих психологических закономерностей: процесс становления орфографических навыков требует времени, обязательного соблюдения этапности:

  1. фонематический слух;
  2. орфографическая зоркость;
  3. грамотное письмо.

Ученик должен овладеть осознанным письмом - это умение найти «ошибкоопасное» место в слове, знание орфографического правила, связанного с этим «ошибкоопасным» местом, и способность применить это правило, т.е. решить орфографическую задачу. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Только сумев обнаружить ее, он сможет решить вопрос о написании. Значит умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает главным умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. М.Р.Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять…».

Работа по формированию орфографической зоркости начинается в 1 классе, в подготовительный период, до изучения букв. Я знакомлю учащихся с тем, что речь бывает устная и письменная, состоит из предложений и слов, слова делятся на слоги, которые бывают ударные и безударные, слог делится на звуки: гласные и согласные. Много работаю по развитию фонематического слуха, используя следующий алгоритм:

  1. произношу и слушаю целое слово;
  2. звуки выделяю голосом в целом слове по порядку, а потом называю;
  3. характеризую каждый звук:
    • гласный (ударный, безударный)
    • согласный (твердый, мягкий); звонкий, глухой (парный, непарный)

Помогает мне в этом таблица «Мы строим дом» (лента букв), заселяется она по мере изучения букв (ж. «Нач. шк.» №10 1998 с.65).

При работе над всем этим должны быть задействованы зрительное, слуховое, кинестезическое (проговаривание), рукодвигательное восприятие, составляющие чувственную базу орфографического навыка. По К.Д.Ушинскому, чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

Зрительное восприятие срабатывает на запоминание, недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Слуховое восприятие. Как известно, пишущий человек всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает про себя.

Проговаривание. Проговариваем так, как надо писать, т.е. орфографически правильно. Работа речевого аппарата создает своеобразный запоминательный образ слова, его правильного написания.

Рукодвигательное восприятие. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнения, т.е. при ритмичном движении пишущей руки.

Все обучение правописанию основано на опорах. Это я взял у С.Н. Лысенковой. Здесь задействованы сразу три восприятия: зрительное, слуховое, проговаривание. Единственное условие-опора не дается готовой, она строится вместе с учащимися на уроке, на доске, а на следующий урок я приношу готовую опору, оформленную на листе. Работая по опоре на каждом уроке, я не требую от учащихся заучивать правило. Они запоминают его в процессе проговаривания, а дома готовят только примеры.

Орфограммы я ввожу через проблемную ситуацию. Выясняем, что безударные гласные, звонкие и глухие согласные нельзя писать на слух. В прописях даются правила: большая буква в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках; гласные после щипящих, Ь знак для обозначения мягкости и другие. Все это мы называем опасное место, трудное место, работает правило, и зажигаем фонарики красным карандашом. И когда я убедился, что учащиеся определяют это, ввожу термин «орфограмма» и ее обозначение.

В 1 классе учу списыванию, как одному из лучших средств развития орфографической зоркости, для этого работаем по алгоритму:

  1. читай предложение, как оно пишется;
  2. прочитай предложение так, как оно слышится;
  3. повтори по памяти;
  4. подчеркни «опасные места», орфограммы;
  5. еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
  6. пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
  7. проверь по книге.

Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик».

Учу комментированному письму с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке; письму по памяти, выборочному списыванию, письму под диктовку, мнемоническим приемам.

Фонематический слух и орфографическая зоркость в 1 классе практически у всех учащихся сформированы. Во 2, 3 и 4 классах отрабатывается грамотное письмо через орфографическое действие:

  • видеть орфографическую задачу (орфограмму);
  • решать эту задачу. Как?
  • Проверить орфограмму, применяя правило.
  • Не проверяется, пользоваться словарем.
  • Написать по памяти.

Важно работать на понимание, а не запоминание!

Правило не учить, а пользоваться им как инструкцией!

Для этого использую опоры (на каждое правило), принцип кокографии, т.е. письмо с намеренно допущенными ошибками (обычно текст записан на доске), объяснительные и предупредительные диктанты, орфограммы на карточках-сигналах, алгоритмы действий по правилам и обязательно орфографическое чтение для развития фонематического слуха.

Учу добывать знания - это открывать способ действия, отвечать на вопрос КАК? через проблемные ситуации.

Грамотное письмо вырабатывается через орфографическое действие, которое можно сопоставить с Теорией умственного действия П.Я.Гальперина, состоящей из:

  • мотивационно-целевого этапа (зачем?)
  • составления ориентировочной основы действия (как делать?): алгоритм, правило, инструкция (составляется вместе с детьми)
  • этап материализации действия (с рукой)
  • этап внешнеречевой деятельности (с комментированием)
  • этап внутренней речи (про себя).

Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать. Надо учить учащихся учиться. Урок надо строить так, чтобы ученик удивлялся тому, что:

  • видит орфограммы,
  • может писать их правильно,
  • нравится работать,
  • на уроках русского языка интересно.

Чтобы достичь определённых результатов, надо придерживаться трех основных условий:

  • систематическая работа на каждом уроке;
  • совместно с родителями (родительские собрания, открытые уроки, индивидуальные встречи, беседы);
  • интересно.