Информационные технологии на уроках физики

Разделы: Физика


Цель урока: Сформировать понятие силы трения.

Задачи:

Образовательные: Усвоить понятие силы трения, виды силы трения, причины возникновения силы трения, выполнить элементы исследовательской работы;
Развивающие: развить творческую активность, умения анализировать, делать обобщения, практические навыки.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность в трудовой деятельности, продолжать формировать творческое начало у учащихся.

Оборудование: динамометры, бруски, различные виды поверхности (деревянная и наждачная бумага), презентация «Сила трения».

Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой.

Педагогические технологии: элементы технологии «Развитие критического мышления», инфомационно-коммуникативная технология.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа с книгой.
  4. Проведение опыта
  5. Закрепление, решение задач.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

Ход урока

Актуализация знаний (слайд 2).

Мы уже с вами познакомились с силой тяжести и силой упругости. Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Сила упругости – сила, стремящаяся вернуть тело в первоначальное положение. Нам необходимо познакомиться с еще одной силой называемой силой трения (слайд 3).

Прежде, чем говорить о силе трения заполним таблицу, первые два столбца (слайд 4).

Итак, сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, какую силу называют силой трения, причины возникновения силы трения, какие виды трения существуют, каким образом можно измерить силу трения.

Как вы думаете, чем важна для нас с вами сила трения?

Сила трения очень важна для нас. Благодаря трению мы можем ходить, лежать, стоять, принимать пищу, держать предметы в руках, т.е. жить той жизнью, к которой мы привыкли.

На слайд (5) показано движение автомобиля. Давайте подумаем, действует ли в этом случае трение? Что произойдет с автомобилем, когда водитель нажмет на тормозную педаль? Сразу ли он остановится? Почему? За счет чего произошла остановка автомобиля?

(Слайд 6) Чтобы сдвинуть с места тело необходимо приложить некоторую силу, для чего?

На основе этих примеров, какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Сила трения возникает при движении одного тела по поверхности другого, она всегда препятствует движению. Значит, сила трения направлена против движения.

Следовательно, сила трения – это сила, возникающая, при движении одного тела по поверхности другого и направлена в противоположную сторону движению (слайд 7).

Как вы думаете, можем ли мы измерить силу трения?

Силу трения можно измерить при помощи прибора – динамометра (Слайд 7).

Выполняется опыт вместе с детьми.

Прикрепляем динамометр к бруску, который находится на деревянной опоре. Пружина динамометра деформируется. Какой вид деформации мы наблюдаем?

Если происходит деформация пружины, следовательно, возникает сила упругости.

Сила упругости равна по модулю силе трения покоя. Как только брусок приходит в движение, это уже сила трения скольжения. Ребята обратите внимание на растяжение пружины, когда мы только начинаем двигать брусок и когда он движется равномерно. Запишите эти показания в тетрадь. Как вы думаете, почему значения различны.

Обратите внимание на доску, как вы думает, что здесь показано? (слайд 8) Найдите ответы к данным рисункам в учебнике на с.71, §30. Т.е. здесь изображены причины трения.

Возникновение силы трения обусловлено главным образом первой причиной, т.е. соприкасающимися поверхностями.

Учащиеся проводят опыт по определению силы трения на различных поверхностях, делают вывод, что при движении тела на различных поверхностях сила трения различна.

Тело находится на наклонной плоскости, почему оно не соскальзывает? Гвоздь, вбитый, в стенку не вылетает; из нее, узел, завязанный, сам не развязывается? Почему? Это объясняется, тем, что в данном случае действует трение покоя (слайд 9)

Если сани, лыжи скользят по поверхности, то действует трение скольжение (слайд 10)

Автомобиль движется за счет того, что колеса катятся по поверхности, мяч также катится, т.е. существует еще и трение качение (слайд 11)

Следовательно, какие виды трения существуют?

Существует три вида трения (слайд 12).

Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения. Колесо позволяет переместиться значительно дальше. Но... не всегда! Посмотрев на рисунки, поймете, о чем речь. В каком случае перемещение машины будет больше, а в каком - мальчика? И вообще, есть ли смысл одному из них на каждой картинке пробовать перемещаться? (Слайд 13,14)

Трение не всегда препятствует движению, оно часто ему способствует, обратим внимание на слайд и объясним, что здесь показано (слайд 15).

Трение принимает участие там, где о нем мы даже не подозреваем (слайды 17,18,19).

Слайд 20

Объясните эти поговорки:

  1. Угря в руках не удержишь;
  2. Что кругло - легко катится;
  3. Лыжи скользят по погоде

Итак, сегодня на уроке мы выяснили какую силу, называют силой трения, опытным путем установили причину силы трения, рассмотрели, как направлен вектор силы трения.

А теперь заполните до конца таблицу.

Домашнее задание § 30, 31. Если трение вдруг исчезнет, что будете кричать «Ура» или «Караул»? Напишите сочинение на эту тему.

Домашний эксперимент (слайд 21) [1]

Подумаем, как можно объяснить слова, относящие к трению (слайд 23): вездесущее, мещающее, необходимое.

Если останется время задачи Остера Г. Я. (слайд 22) [2]

Литература:

  1. Гальперштейн Л. Я. Забавная физика: научно-популярная книга. – Переизд., доп. и перераб. – М.: Дет. лит.1993. – 255 с.
  2. Остер Г.Б. Физика. Задачник, М., «Росмэн», 1998. – 125 с.
  3. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 192 с.