Урок математики в 5-м классе по теме "Решение уравнений"

Разделы: Математика


Тип урока: комплексное применение знаний и способов действий

Цели:

  • Обеспечить применение учащимися теоретических знаний об уравнении - понятий: «уравнение», «корень уравнения», «что значит решить уравнение»при выполнении практических заданий.
  • Создать условия для формирования умения решать уравнения на основе знаний взаимосвязи компонентов действий (и применяя свойства действий сложения и вычитания).
  • Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в стандартной и изменённой ситуации.
  • Создать условия для развития математического кругозора учащихся, мышления, творческой активности, памяти и внимания.
  • Создать условия для воспитания культуры общения, аккуратности, организованности.

Оборудование: графопроектор, плёнки, маркер, разноцветные кружочки, сигнальные карточки.

Девиз урока: «Решай, ищи, твори и мысли»

Ход урока

I. Организационный этап

  1. Приветствие учителя.
  2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
  3. Организация внимания учащихся и сообщение темы и целей урока.

Ребята! А знаете ли вы самое быстроногое животное на Земле? (гепард). А какова его скорость? (Высказываются различные предположения). А хотите узнать? Чтобы узнать скорость гепарда, мы с вами должны показать, что знаем по данной теме, то есть что называют уравнением, корнем уравнения, решение уравнений, решение задач с помощью составления уравнений.

II и III. Этап проверки домашнего задания и этап актуализации субъективного опыта учащихся

Ребята, внимание! На доске записаны равенства и выражения. А есть ли среди них уравнения? Если есть, то назовите цифру, под которой оно записано.

  1. 28 -17 = 11
  2. х + 4 +18
  3. 41-(х + 17)
  4. 5 + х + 23
  5. х – 28 =17
  6. 27 +18 = 45

Используем сигнальные карточки.

Вопросы классу:

  1. А знаете ли вы, что такое уравнение?
  2. Что значит решить уравнение?

По заданию мы прошли
Уравнение нашли
Мы начнём его решать
И при этом рассуждать.

Решите это уравнение устно (х = 45).

Вместо точек вставьте нужное слово.
Значение буквы проверить несложно,
Поставь в уравнение осторожно.
Коль верное равенство выйдет у вас
То это значение зовите
…… тотчас.

Так что же такое корень уравнения?

IV этап. Применение знаний и способов действий

1) Решение более сложных уравнений (в два действия).

Решите уравнение (двумя способами)

(60 + у) -25 = 72.

I способ. Сначала найдем неизвестное уменьшаемое:

60 + у = 72 + 25,

60+ у = 97,

находим неизвестное слагаемое

у = 97 - 60

у = 37

Проверка: (60 + 37) – 25 = 72

II способ. Сначала упростим выражение, стоящее в левой части уравнения, используя свойства вычитания:

(60 - 25) + у = 72,

35 + у = 72,

у = 72 - 35,

у = 37.

Проверка:(60 + 37) – 25 = 72

Ответ: 37.

2) Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:

х – 28 = 17; х = 45

Физкультминутка

Вы на славу потрудились,
И немного утомились.

Гимнастика для глаз

3) А теперь, чтобы узнать скорость гепарда, надо решить задачу с помощью уравнения:

«Если к скорости гепарда, выраженной в км/ч, прибавить 134 км/ч, а от полученной суммы отнять 11 км/ч, получим 235 км/ч.Составьте уравнение по условию задачи и решите его»

Пусть х км/ч скорость гепарда.

(х + 134) – 11 = 235,
х + (134 - 11) = 235,
х + 123 = 235,
х = 235 - 123,
х = 112.

Проверка: (112 + 134) -11 = 235.

Ответ: 112 км/ч.

V. Этап контроля и самоконтроля

Исторический экскурс

Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки унаследовали знания египтян и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век).

В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа.

Ответы закодированы, используется графопроектор.

  1. Решите уравнение у- 409 = 511.
  2. Решите уравнение 23 + х = 50.
  3. Решите с помощью уравнения задачу.
    Если из задуманного числа вычесть 234, то получится 110. Каково задуманное число?
  4. Решите уравнение (24 -х) + 37 = 49.
  1. Решите уравнение 700 – х = 605.
  2. Решите уравнение х + 47 = 60.
  3. Решите с помощью уравнения задачу.
    Катя задумала число. Если вычесть его из числа 348, то получится 185.
    Какое число задумала Катя?
  4. Решите уравнение (57 – у) +24 = 49.

 

73   Л   217 32   Т   12 27   И   13
163   Е    344 95   В   920 495   А   107

Франсуа Виет жил в 16 веке. Он внёс большой вклад в изучение различных проблем математики и астрономии. Более подробно о некоторых его работах мы поговорим в 8 классе.

VI. Этап информации о домашнем задании “Идеальное”

VII. Этап подведения итогов урока

VIII. Рефлексия

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

  • Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.
  • Кто работал так, как первый человек? (поднимите синие кружочки)
  • Кто работал добросовестно? (поднимите зеленые кружочки)
  • Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите красные кружочки)