Историко-краеведческая конференция "История образования в Хамовническом районе города Москвы в XIX веке"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  1. Отчет работы курса дополнительного образования (краеведческого направления).
  2. Знакомство с традициями образования в России.
  3. Изучение школьного района, его роли в куьтурно-историческом процессе.
  4. Формирование уважительного отношения к памятникам истории и архитектуры.

Технологии:

Использование ИКТ (ПК, проектор, DVD)

Программа конференции:

1. История образовательных учреждений в России в XIX веке. ( Доклад, презентация). Цели образовательных учреждений, их виды. Первая мужская губернская гимназия в Москве – старейшая правительственная гимназия.

Лопухинский дом у Пречистенских ворот. Открытие мужской гимназии в Москве преследовало по Уставу 1804 года две цели: во-первых, подготовка к университету, и во-вторых, преподавание наук «начальных, но полных для тех, кои не имея намерения продолжать обучение в университете могли бы приобрести сведения, необходимые для благовоспитанного человека». Учебный план гимназии. Правила приема, оценки, экзамены. Знаменитые выпускники гимназии (знаменитый историк, создатель кафедры отечественной истории в Московском университете М.П.Погодин). Покровители и опекуны. Деятельность директора гимназии П.М.Дружинина. Его стараниями поступали деньги от меценатов на учебные цели гимназии. Так, например, известный меценат З.П.Зосима, греческий дворянин, внес 10000 рублей для преподавания греческого языка в гимназии. Это дало возможность открыть класс греческого языка. На проценты от данной суммы шло жалованье учителю греческого языка и приобретались книги для библиотеки.

2. Время и вещи. Из истории школьной формы. (Доклад, презентация). Гимназическая форма в России. Повседневная жизнь гимназистов. Расписание уроков и распорядок дня. Физическое воспитание.

3. Гимназия Л.И.Поливанова на Пречистенке. (Доклад, презентация). Архитектура и интерьер здания (современной музыкальной и художественной школы). Знаменитые выпускники гимназии (поэты В.Брюсов, Андрей Белый, М.Волошин, гроссмейстер Алёхин). Библиотеки и кабинеты.

Специфика гимназии становится понятной из тех задач, которые ставил перед своим учебным заведением директор.

Во-первых, она должна была стать одной из специальных школ, где готовили бы детей к университетскому образованию.

Во-вторых, в ней ставилась задача воспитать новое поколение интеллигентов, мыслящих глобально, способных «стать на высоту во всех сферах, требующих людей умственно зрелых, т.е. в сферах научной, медицинской, учебной, административной».

В-третьих, Л.И.Поливанов и его коллеги были убеждены, что само искусство формирует целостную гармоничную личность, а литература – творческий дух и ценностные ориентации человека. Поэтому такое большое внимание в гимназии уделялось языкам, отечественной и зарубежной литературе.

В-четвертых, гимназия Л.И.Поливанова – одно из первых учебных заведений, где была разработана и действовала программа работы с рдаренными детьми. Л.И.Поливанов считал, что внеклассная работа или «изящные досуги» - литературные и драматические студии, художественное чтение, овладение искусством и ремеслом является важнейшим воспитательным фактором.

В-пятых, образование и воспитание имело целью развитие личности, способной избрать дело по призванию и трудиться на благо людей. Вгимназии господствовала атмосфера уважения к личности каждого воспитанника. В учащихся вопитывалась оригинальность, у каждого своя собственная.

4. Московское коммерческое училище на Остоженке (Доклад, презентация). Традиции благотворительности. Воспитательная работа в училище. Доклад подготовлен по материалам семейного архива.

5. История женского образования в России. (Доклад, презентация). Особенности образования и воспитания девочек. Первое высшее учебное заведение для женщин – Высшие Женские Курсы (на Малой Пироговской улице в Хамовниках). История создания. Знаменитые педагоги.

6. Институты благородных девиц в России. Традиции дворянского воспитания и образования. (Доклад, презентация) Распорядок дня, расписание занятий, форма учениц. Воспоминания выпускниц.

7. История женского образования на примере моей семьи. (Доклад, презентация)

Доклад подготовлен по материалам семейного архива семьи Юровых.

8. Подведение итогов конференции, награждение участников.

Литература:

  1. Н.В.Христофорова. Российские гимназии XVIII-XX веков.М,2002
  2. А.В.Рогачев. В московских мы учились школах…М, 2001
  3. М.В.Короткова. Повседневная жизнь старой Москвы. М,2008
  4. Бабушка, Grand-mere, Grandmother...: Воспоминания внуков и внучек./ Составитель Е.В.Лаврентьева – М.2008.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2 (Женское образование в России на примере одной семьи)