Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся начальной школы через включение в проектную деятельность

Разделы: Начальная школа


В современном мире навыки проектирования необходимы в любой деятельности. От умения проектировать ( выделять проблему – планировать действия - находить информацию - создавать продукт деятельности – уметь его презентовать) во многом зависит успешность начинаний, возможность получения более высокого социального статуса. Человека, владеющего навыками проектирования , отличает высокая степень самостоятельности, инициативность, способность генерировать идеи, умение пользоваться информацией, коммуникабельность.

От современной школы требуется не только предоставление учащимся возможности получения знаний основ наук, но и формирование у них ключевых компетентностей: готовности к разрешению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов и т.д. Одним из путей достижения этой цели может служить внедрение метода проектов в урочную и внеурочную деятельность учащихся.

В своей работе проектный метод я начала использовать с 2007г., после обучения на курсах. Система воспитательной работы в начальных классах, используемая мною ранее, не давала тех результатов, каких мне хотелось бы. Да, дети постоянно находились в какой-либо деятельности. Но это была деятельность, запланированная учителем. Применение метода проектов сделало моих учеников более самостоятельными, инициативными, ответственными не только за себя, но и за своих товарищей. Работая над проектами, дети учатся ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, оформлять результат своей деятельности в виде готового продукта и презентовать его.

В учебной деятельности я также использую метод проектов, понимая при этом, что с его помощью нельзя дать систематические знания. Поэтому основная цель учебных проектов, так же, как и воспитательных, - формирование у учащихся ключевых образовательных компетентностей .

Знакомство с теоретическими основами метода позволяет понять, что такое проект в педагогике, какая роль отводится учителю, а какая – ученику. Знание классификации проектов( по доминирующей деятельности учащихся, по предметно-содержательной области, по продолжительности), структуры, форм продуктов проектной деятельности, видов презентаций даёт возможность мне результативно осуществлять руководство проектами учащихся.

Используя метод проектов в своей практике третий год , я пришла к выводу, что в начальных классах на таких «серьёзных» уроках, как русский язык, литературное чтение, математика, история он лучше «работает» во внеклассной работе. А вот на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения этот метод очень эффективен.

Так в третьем классе на уроке природоведения при изучении темы «Лесные богатства» детьми был осуществлён проект «Береги природу», продуктом которого стали книжки-малышки для первоклассников. В четвёртом классе наиболее удачным по природоведению стал проект « Полезные ископаемые на территории Красноярского края»:

Информационный проект

Тема: «Полезные ископаемые на территории Красноярского края»

Учебный предмет: природоведение.

Участники: ученики 4б класса.

Продолжительность проекта: три урока (три недели)

Цель: изучить, какие полезные ископаемые добываются на территории Красноярского края (их свойства, место и способ добычи)

Задачи: создать наглядные пособия для уроков природоведения по теме « Полезные ископаемые на территории Красноярского края»

Оборудование: школьная коллекция минералов, материалы сети Интернет, ресурсы библиотеки, ватман, краски, фломастеры.

Продукты: карта-плакат, кроссворд, альбом « Полезные ископаемые края», справочник, карта с движущейся по местам добычи угля моделью машины.

Ход проекта

1-й урок. Постановка задачи, определение состава групп. Определение возможных источников информации. Составление плана работы групп.

Между 1 и 2 уроками – сбор информации.

2-й урок. Обсуждение собранной информации. Корректировка плана работы групп по созданию продукта.

Между 2 и 3 уроками – оформление проекта.

3-й урок. Презентация. В ходе презентации учащиеся не только представляли получившийся продукт, но и рассказывали о полезных ископаемых, их свойствах, местах добычи.

Метод проектов хорошо «работает» на уроках технологии. Так в рамках подготовки к общешкольному проекту «Масленица» в классе был осуществлён практико-ориентированный учебный проект.

Тема: Пошив куклы из ткани.

Учебный предмет: технология.

Участники: ученики 4б класса.

Продолжительность: 4 урока (две недели)

Прагматическая цель: сшить куклы-грелки для оформления столовой во время праздника Масленица.

Педагогическая цель: развитие проектировочных и технологических умений, развитие художественно-эстетических способностей.

Оборудование: лоскуты, тесьма, бисер, бусы, иголки, нитки, утюг, швейная машина.

Продукт: куклы-грелки.

Ход проекта

1-й урок. Сегодня мы начинаем работу над созданием куклы-грелки, которые издавна служили не только практической цели – сохранять тепло в самоваре или чайнике, но и были подлинным украшением стола.

Работать будем в группах. Каждый в группе будет выполнять одну деталь: голова, кокошник, туловище, рубаха, нагрудник, фартук, юбка, утеплитель. Обсудите в группах, как будет выглядеть ваша кукла. Используйте элементы народного костюма. (Предлагаются иллюстрации). Разделитесь для выполнения работы.

Чтобы правильно выполнить деталь, нужно составить технологическую карту. (Заполнение технологической карты на отпечатанном бланке)

Технологическая карта
Изготовления ………………………………….

№ и название детали Наименование операции эскиз Оборудование и инструменты
       
       
       

Изготовил_______________________________________________________________

2-3-й уроки. Пошив деталей согласно составленной технологической карты. Оценка изделий в группах

4-й урок. Сшивание деталей. Презентация изделия гостям класса


Куклы-грелки на празднике «Масленица»

В рамках работы над методическим проектом «Валеологический аспект работы классного руководителя» были разработаны и проведены воспитательные проекты «Как стать богатырём», «Витамины в тарелке», «Вредная еда», «Паспорт здоровья нашего класса». Продуктом этих проектов стали: стенд «Как стать богатырём», ролевая игра «Меню для Карлсона», Дневник наблюдений «Паспорт здоровья нашего класса», слайдовая презентация «Вредная и полезная еда» (Приложение №1)

Дети занимаются проектами с большим интересом и удовольствием. Решая проблемы, они часто сами предлагают тему проекта. Работают, в основном, группами. Конечно, у них вызывает затруднение процесс целеполагания, планирования своих действий, облечение своих мыслей в нужную словесную форму. Считаю необходимым учить детей осознанно ставить перед собой цель, понимать необходимость планирования.

В работе над проектами дети открывают в себе талант исследователей, организаторов, оформителей, актёров, писателей. Они учатся работать с информационными ресурсами. Ученики придумывают самые неожиданные виды оформления продукта своей деятельности. Работа над проектом помогает решать многие педагогические задачи: воспитывает чувство ответственности и коллективизм, помогает неуверенным в себе детям реализовать свои возможности, будит инициативу, способствует развитию творческого начала. Таким образом, использование метода проектов в педагогической деятельности помогает формировать ключевые образовательные компетентности.