Урок-путешествие по математике. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Слайд 1.

Цели: Слайд 2.

  1. Научить умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное.
  2. Повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.
  3. Развивать логическое мышление, речь учащихся.
  4. Воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор с экраном, презентация PowerPoint 2007, учебник математики для 3 класса (IIч.), карточки с примерами для учащихся, карта маршрута.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 3.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

II. Основная часть.

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в необыкновенный город – Внетабличное умножение. Улицы города имеют разные названия. На каждой улице есть остановки для пассажиров.

Я вам загадаю загадку, а вы отгадав загадку, узнаете, на каком виде транспорта мы совершим путешествие. Слайд 4-5.

Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
(Автобус)

– Да, это автобус.

Возьмите, пожалуйста, проездные билеты. Отправляемся в дорогу.. Готовы?»

1-я остановка «Вспоминайка».

1. Вставь пропущенные цифры и числа.

28 = * ∙ 7           24 : * = 4
60 = * ∙ 6   40 : * = 8
9 = * ∙ 9   56 : * = 8
48 = * ∙ 8   15 : * = 5
35 = * ∙ 7   72 : * = 8
45 = * ∙ 5   32 : * = 4
24 = * ∙ 3   14 : * = 2
16 = * ∙ 8   81 : * = 9
49 = * ∙ 7   30 : * = 6

 

2. Логическая задача. Слайд 6-7.

Сумма трех чисел равна 15. Сумма первого и второго 11, а разность третьего и первого 1 . Найдите эти числа. (Ответ: 5,6,4).

Замените суммой разрядных слагаемых числа. Слайд 8-9.

35, 87, 92, 15, 24.

2-я остановка «Знайка».

У стола 4 ножки.
А вопрос таков:
Сколько вместе будет ножек
У 17 столов?

17 ∙ 4 = (10 + 7) ∙ 4 = 10 ∙ 4 + 7 ∙ 4 = 40 + 28 = 68

  • Заменю число 17 суммой разрядных слагаемых.
  • Получится пример: сумму чисел (10 и 7), умножить на 4.
  • Умножу на 4 первое слагаемое, затем второе.
  • Полученные результаты сложу.

Подробная запись (выработка алгоритма вычисления: по ходу решения выставляются таблички с глаголами, указывающими на выполненное действие): слайд 10.

17∙4=            (10+7)∙4=           10∙4+7∙4=           40+28=68
представляю в виде сумы разрядных слагаемых   применю распределительный закон относительно сложения   считаю   нахожу конечный результат

3-я остановка «Закрепляйка».

Устное объяснение цепочкой примеров из параграфа учебника на с. 8 и далее № 1.

4-я остановка «Отдыхайка».

Физкультминутка. Слайд 11.

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
(прыжки на месте.)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(потягивание, руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.
(бег на месте)

Вот голодная лиса
(ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(потягивание – руки вверх)
Тяжело вздыхает,
(глубокий вдох и выдох)
И садится, отдыхает.
(дети садятся за парты)

5-я остановка «Соображайка»

Карточки с примерами.

Решите с пояснением.

36 ∙ 3 =
18 ∙ 4 =
27 ∙ 5 =
42 ∙ 8 =
36 ∙ 7 =
62 ∙ 8 =
21 ∙ 4 =
13 ∙ 3 =
47 ∙ 6 =
55 ∙ 7 =
83 ∙ 9 =
17 ∙ 3 =
           26 ∙ 4 =
37 ∙ 8 =
41 ∙ 5 =
86 ∙ 9 =
74 ∙ 8 =
43 ∙ 7 =
29 ∙ 8 =
41 ∙ 6 =
36 ∙ 7 =
57 ∙ 3 =
48 ∙ 6 =
21 ∙ 4 =
           27 ∙ 7 =
69 ∙ 3 =
17 ∙ 3 =
15 ∙ 6 =
27 ∙ 3 =
46 ∙ 6 =
63 ∙ 7 =
12 ∙ 4 =
24 ∙ 3 =
27 ∙ 4 =
54 ∙ 3 =
68 ∙ 5 =

6-я остановка «Поиграйка».

Математические задачки Слайд 12 – 17.

На яблоне старой в саду плоды зрели,
На солнышке дружно бока они грели.
Ребята все яблоки эти собрали
И малышам их, конечно, отдали.
Каждому мальчику дали по 2,
Мальчиков было лишь 8 с утра.
Но тут к ним еще прибежали детишки,
Милые, дружные наши мальчишки.
Всего прибежало 12 ребят,
Каждый по яблоку съесть очень рад.
Сколько же яблок съели все дети?
Кто же нам быстро на это ответит?

Ответ: 2 ∙ 8 + 12 = 28 яблок.

Бабушка внукам рукавички
Весело вязала.
А связала 8 штук
И нам приказала:
– Ну-ка, внуки, ну-ка, внуки,
Протяните ко мне руки,
Рукавички надевайте,
Дров, водички натаскайте.
Вы, ребятки, отвечайте,
Сколько внуков, сосчитайте.

Ответ: 8 : 2 = 4 внука.

Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 40 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков?

Ответ: 40 : 4 = 10 волков.

Мышка зерна собирала,
По два зернышка таскала.
Принесла уж девять раз.
Каков мышкин стал запас?

Ответ: 2 ∙ 9 = 18 зерен

«Бабушка, милая, хочу пирожок!» –
«Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?» –
«Два – для мамы, два – для папы,
Для сестрички тоже два.
Нам с тобой по два испечь.
Ох, мне всех не перечесть!»
Кто малышу помочь готов?
Сколько надо пирожков?

Ответ: 2 ∙ 5 = 10 пирожков.

Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделили на троих –
Сколько каждому из них?

Ответ: 9 : 3 = 3 шишки.

III. Домашнее задание:

С. 8 №

IV. Итог:

слайд 18.

Вот и подошло к концу путешествие по городу Внетабличное умножение.

Какая из остановок вам больше всего понравилась, запомнилась?

Кто остался доволен от путешествия в такой необычный город?

Спасибо за урок!

Презентация