Программа краеведческого кружка "По малой родине моей"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Рассчитана на учащихся 14-16 лет, срок реализации 3 года.

Пояснительная записка. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Давлекановской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Масалимовой Ирины Сергеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Школьной библиотеке и в школе № 7 города Давлеканово Республики Башкортостан. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 14-16 лет. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю, в течение восьми месяцев году. Итого 30 часов в год и 90 часов за три года.

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Давлекановского района Республики Башкортостан;
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Давлекановского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Экспедиция.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, в дом музей имени Ахияра Хакимова;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • организация этнографических экспедиций по деревням Давлекановского района;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • организация работы в Центральном историческом архиве РБ и архиве общественных организаций РБ;
  • участие в российских и республиканских краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа “По малой родине моей” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итого за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “По малой Родине моей”.

  • Проведение выставок быта народов проживающих в нашем районе.
  • Участие в районных краеведческих конкурсах.
  • Участие в республиканских краеведческих конкурсах: “Страна заповедная - Башкортостан”, “По малой родине моей”, “Дорогами Отечества”, “Юный экскурсовод” и.т.д.
  • Участие в российских конкурсах: “Человек в истории России”, Всероссийских чтениях имени В.И. Вернадского …
  • Проведение летней этнографической экспедиции.

Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий Содержание Кол-во часов
1 Краеведение- наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. 2
2 Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. 2
3 Давлекановская земля. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир. 4
4 Наша жемчужина. Легенды и предания об Асылыкуле. Сказки о Асылыкуле. Памятник природы. Красная книга. Аслыкуль в республиканской печати. 4
5 Топонимика нашего района Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Давлекановского района. 3
6 Река, давшая жизнь нашему городу. Река Дёма. Дёма в произведениях С.Т.Аксакова. Стихи о Дёме. Современное состояние реки. Экология. 2
7 Наш дом родной. Экскурсия по городу Давлеканово. 3
8 Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи. 2
9 Давлекановская земля в литературе, живописи, музыке. Знакомство с литературными произведениями. Встреча с поэтессой Ольгой Шелест. 2
10 Я и мой город. Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем. 3
11 От чистого истока Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю. 1
12 Подводим итоги работы кружка за год. Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся. 2
ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”

Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.

1 С чего всё начиналось. Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Минские племена. 3
2 Здесь пыль веков. Экскурсия в районный краеведческий музей. 2
3 О чём рассказали книги. Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой. 2
4 Первые русские поселения. История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом. 2
5 Вся власть Советам! Установление советской власти в нашем районе. Двоевластие в Давлекановской и Казангуловской волости. Мероприятия Советской власти. 2
6 Столкновение различных политических сил. Гражданская война на территории нашего района. Белочехи в деревне Имай-Кармалы. Окончание гражданской войны. 2
7 У каждого своя судьба. Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. 2
8 Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд. Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История обувной фабрики. Работа с архивными источниками. 2
9 Я не участвую в войне, война участвует во мне. Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков. 6
10 О чём рассказали фотографии из семейного альбома. Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах 2
11 История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города.

История в названиях улиц.

3
12 Подводим итоги работы кружка. Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. 2
ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ ДАВЛЕКАНОВСКИЙ

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

1 Создатель великого толкового словаря и наш край. Владимир Даль . “Башкирская русалка” Асылыкуль. 2
2 Рассказ о великом семьянине. С.Т.Аксаков. “Детские годы Багрова внука”. Наш край в произведениях Сергея Тимофеевича. 2
3 Человек своего времени. Баязит Дим. Жизнь и творчество. 2
4 Народный писатель Башкортостана. Ахияр Хакимов. Жизнь и творчество. Романы и стихотворения. 2
5 Будем знакомы, Музей Ахияра Хакимова! Экскурсия в музей имени Ахияра Хакимова. 2
6 Летописец истории родного края. Амирхан Еникей. Жизнь и творчество. Давлеканово начала ХХ века в произведениях писателя. 2
7 Им гордится наш район. Деревня Чуюнчи родина великого земляка. Вклад в науку. Любовь к живописи. 2
8 Вся жизнь игра. Тансулпан Бабичева. Знакомство с её творчеством. Встреча с её одноклассниками 2
9 “Не позволяй душе лениться Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий 3
10 Добро создаваемое добрыми руками. Экскурсия на Давлекановскую обувную фабрику 3
11 Гордое звание – учитель. Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление папки. 3
12 Люди в белых халатах. Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах работающих в районной больнице. 2
13 Подводим итоги работы кружка. Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев. 2