Познавательная игра "Сказки А.С. Пушкина"

Разделы: Внеклассная работа


Цели игры:

  1. Развитие интереса к чтению художественной литературы;
  2. Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом;
  3. Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;
  4. Развитие умения работать в группе.

Организация игры. Класс разбит на три команды. У каждой команды есть название, капитан. Столы, за которыми сидят участники игры расположены группами. На столах визитные карточки команд. У капитана сигнальная карточка, которой он оповещает о готовности команды к ответу на вопрос. Правильность ответов участников игры оценивает жюри, из числа приглашённых родителей.

Оформление и оборудование игры.

  1. Компьютер для учителя (ведущего игры), мультимедийный проектор, экран.
  2. Мабуки для учащихся (передвижной мобильный компьютерный класс) – 3 штуки;
  3. Презентация Power Point (Приложение 1)
  4. Интерактивный кроссворд в электронном виде, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 2)
  5. Интерактивный тест на установление соответствия, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 3)
  6. Конструкторы «Лего».
  7. Три конверта с героями сказок.
  8. Листы оценивания.
  9. Сигнальные карточки.

Если школа не располагает техническими возможностями, необходимыми для оборудования игры, то презентация, кроссворды, тесты могут быть заменены распечатанными бумажными вариантами, также как и иллюстрации, картины, рисунки и т.д.

Ход игры

Ведущий. Итак, друзья, начнём программу.

Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.

Сегодня мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. У каждого из нас свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом её начале и уже не покидает никогда. Наше первое знакомство происходит с этим гением, когда мы читаем его сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Так писал Александр Сергеевич своему брату Лёвушке. Эти же слова мы может с полным правом отнести к сказкам самого Пушкина. Мы начинаем игру.

Представление команд.

Каждая команда представляет название команды, её девиз и капитана.

Конкурс 1. «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»

 Каждая команда должна ответить на пять вопросов по сказкам Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Вопросы:

  1. Каким словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
  2. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же «приговаривал Балда с укоризной»?
  3. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
  4. Есть ли сказках Пушкина Баба-Яга?
  5. Есть ли в сказках Пушкина Кощей бессмертный?
  6. Есть ли в сказках Пушкина Леший?
  7. В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона?
  8. Назовите чудеса из «Сказки о царе Салтане»?
  9. Что отвечало зеркальце царице?
  10. Кого подарил мудрец царю Дадону?
  11. Что кричал петушок, сидя на спице?
  12. В чем совершили своё первое путешествие князь Гвидон и его мать?
  13. Сколько лет рыбачил старик?
  14. К кому обращался Елисей во время поисков царевны?
  15. Каким словами обращался старик к золотой рыбке?

Конкурс 2 «Отбери героев сказки»

 Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:

  • «Сказка о царе Салтане…»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Сказка о попе и работнике его Балде».

Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.

Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»

  • мачеха
  • царевна Лебедь
  • Салтан
  • три девицы
  • дядька Черномор
  • шамаханская царица
  • семь богатырей
  • белка
  • зеркальце
  • сватья
  • бесёнок
  • гонец
  • попадья
  • коршун

Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  • мачеха
  • царевна
  • Царевич Елисей
  • Чернавка
  • дядька Черномор
  • шамаханская царица
  • семь богатырей
  • Солнце
  • зеркальце
  • Соколко
  • бесёнок
  • Ветер
  • Месяц
  • коршун

Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • мачеха
  • Балда
  • зайка
  • три девицы
  • поп
  • шамаханская царица
  • семь богатырей
  • конь
  • зеркальце
  • старый бес
  • бесёнок
  • гонец
  • попадья
  • коршун

Конкурс 3 «Разгадай кроссворд»

Команды должны разгадать кроссворд, составленный по текстам сказок Пушкина. Кроссворд представлен в электронном виде (Приложение 2). Участники работают с мабуками. Максимальный балл за кроссворд – 15 баллов. Удобство электронной версии – программа сама посчитает процент выполнения задания.

Конкурс 4 «Ты – мне, я – тебе»

Каждая команда заранее готовит по одному вопросу командам – соперницам. Таким образом, каждая команда в этом конкурсе отвечает на два вопроса. Правильный ответ оценивается в один балл. За оригинальность вопросов жюри может дать дополнительный балл команде. Итого: максимальный балл за конкурс – 3 балла.

Конкурс 5 «Лего-конкурс»

Используя детали конструктора Лего, за 7-10 минут команды должны сконструировать как можно больше героев из сказок Пушкина. Оценивание конкурса: 1 балл за каждого героя. Жюри может дополнительно оценить эстетичность, оригинальность представленных поделок 1 балл.

Конкурс 6 «Конкурс капитанов»

Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны команд. Конкурс состоит из двух частей.

1. Узнай, чей портрет. Кто это?

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3 балла

  1. За морем царевна есть,
    Что не можно глаз отвесть:
    Днём свет божий затмевает,
    Ночью землю освещает…

  2. В дорогой собольей душегрейке,
    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуга огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки..

  3. Высока стройна бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива.

  4. Белолица, черноброва
    Нраву кроткого такого…

  5. Смолоду был грозен он
    И соседям то и дело
    Наносил обиды смело.

  6. Вся, сияя как заря,
    Тихо встретила царя.
    Как пред солнцем птица ночи,
    Царь умолк, ей глядя в очи.

2. Соотнеси героя и его имя

Капитаны работают на мабуках и выполняют тестовое задание (Приложение 3). Оценивание – по 1 баллу за каждое правильно, установленное соответствие. Максимальный балл 10 баллов

Конкурс 7 «Иллюстрация к какой сказке?»

Конкурс проводится во время выполнения капитанами второй части заданий. Командам предлагаются иллюстрации к сказкам Пушкина. Участники должны отгадать, к какой сказке относится иллюстрация. Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 3 балла.

  • «Сказка о рыбаке о рыбке»


  • «Сказка о царе Салтане…»


  • «Сказка о попе и работнике его Балде»


  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»


  • «Сказка о золотом петушке»

Конкурс 8 «Камера потерянных вещей»

В ходе этого конкурса участники команд должны отгадать, кто из героев сказок А.С.Пушкина потерял представленные вещи. Оценивание – за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4 балла.

Потерянные вещи (Приложение 4):

Корыто
Зеркало
Невод

Веревка
Месяц и звезда
Орехи
Петушок
Жемчуга и золотые перстни
Лук со стрелами
Подзорная труба
Шатёр
Яблоко

Подведение итогов.

В конце игры жюри подводит итоги и оглашает результаты.

Конкурсы 1 2 3 4 5 6 7 8 Итог Место
Максимальные баллы 5 3 15 3 по 1 12 3 4 45 + по 1 за Лего
Команда 1                    
Команда 2                    
Команда 3                    

Победители награждаются памятными сувенирами. Все участники приглашаются на чай с пирогом.