Витражное искусство. Выполнение эскиза витража

Разделы: МХК и ИЗО


Урок 1.

Цели и задачи урока: знакомство с витражным искусством; изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража; развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

Материал к уроку: формат А4, карандаш.

Зрительный ряд: репродукции витражей соборов в Реймсе, Амьенского, капеллы Сен Шапель; таблица с последовательностью выполнения имитации витража; фотографии современных интерьеров с витражами; детские работы.

Задание: создание рисунка композиции для витража.

Ход 1-го урока.

I. Организационный момент. Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала.

II. Тема урока. Знакомство с витражным искусством в форме беседы.

При создании архитектурных комплексов мастера прошлого

большое внимание уделяли синтезу разных видов искусства: живописи, скульптуры, декоративно – прикладному искусству. Особое место в архитектуре занимала монументальная живопись, которая возникла намного раньше станковой живописи в виде древних фресок, мозаичных панно.

Особое место в монументальной живописи принадлежит витражу. Никто точно не знает, когда возник этот вид искусства, но его родина – Франция (от французского «vitre» - «оконное стекло»), отсюда и витраж.

Расцвет этого искусства пришелся на средние века, быстро завоевав почти всю Европу. Давайте вспомним историю средних веков, готические соборы.

* Рассмотрим репродукции готических соборов (капелла Сен Шапель в Париже, собор в Реймсе, Амьенский собор и другие).

Задача облегчения средневекового сооружения (в готике) решалась путем применения огромных оконных проемов, которые украшались цветными витражами. Сквозь высокие, узкие или круглые проемы окон падали лучи солнца. Цветные стекла начинали светиться. Это было торжество света и цвета. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начало живописи, сообщала композициям и всему интерьеру повышенную эмоциональность. В то время композиция витражей подчинялась религиозной тематике средневековья.

Часто витражи называют «особенными» картинами, так как они не написаны красками, а составлены из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми полосками.

Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха. По эскизам художников украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные коттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров.

Где вы встречали витражи?

* Ответы учащихся о своих встречах с витражным искусством. Рассмотреть фотографии современных интерьеров с витражами.

Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов:

  1. разработка эскиза;
  2. раскрой цветного стекла;
  3. окантовка свинцом и пайка.

Существует несколько способов изготовления имитации витража в школьных условиях. Это живопись по стеклу «под витраж», изготовление модели витража при помощи стекла, пластилина и красок и другие. Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.

Она выполняется в определенной последовательности (таблица):

  • 1 этап – выбор формата и составление эскиза композиции;
  • 2 этап – корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;
  • 3 этап – соединение изображения с рамкой, зачернение;
  • 4 этап – вырезание ножницами белых мест («сетка»);
  • 5 этап – подклейка цветной бумаги;
  • 6 этап – оформление работы на листе бумаги.

* Рассмотреть детские работы прошлых лет.

Необходимо отметить, что на всех этапах работы надо следить за аккуратностью, чтобы не повредить изображение ножницами, и, чтобы клей не выходил наружу.

III. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции (для разработки можно предложить темы «Космос», «Сказка» и другие).

IV. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

V.Задание на дом: принести акварель (тушь), кисти, ножницы.

Урок 2.

Цели и задачи урока: закрепление знаний о витражном искусстве; развитие графических навыков и образного мышления; формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Материал к уроку: формат А4, акварель (тушь), ножницы.

Зрительный ряд: таблица с последовательностью выполнения имитации витража; образцы «сетки» для подклейки бумаги; детские работы.

Задание: выполнение «сетки» для будущей композиции витража.

Ход 2-го урока.

I. Организационный момент. Готовность учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний о витражном искусстве. Для повторения материала за прошлый урок можно провести беседу о роли витража в эпоху средневековой готики и современного искусства. Также учащимся можно предложить небольшой кроссворд:

  1. Металл при изготовлении витражей (свинец).
  2. Стиль средневекового искусства (готика).
  3. Основной материал витража (стекло).
  4. Внутреннее помещение здания (интерьер).
  5. Один из видов живописи (монументальная).
  6. За цветовые и световые начала витраж называют…
    (живопись).

III. Работа с эскизом.

1. Просмотр и показ получившихся рисунков. Данное изображение необходимо присоединить к рамке эскиза (ее толщина до 10мм), для этого используем линии связи толщиной 5мм. Работа требует особого внимания, так как все элементы рисунка должны быть «привязаны» к рамке. Получается рисунок – сетка. Далее черной акварелью (тушью) покрываем полученную «сетку», при этом следим, чтобы краска ложилась ровно, без разводов. Это этап зачернения.

Пока композиции сохнут, необходимо обратить внимание на технику безопасности работы с ножницами на следующем этапе выполнения нашего витража. Показ образцов готовых «сеток» и безопасных приемов работы с ножницами.

2. Вырезание белых мест в эскизах. Необходимо следить, чтобы случайно не разрезать линии соединения элементов композиции.

IV. Просмотр полученных работ.

V. Задание на дом: принести клей ПВА, ножницы, карандаш, цветную бумагу (пленку); продумать цветовую гамму своей работы.

Урок 3.

Цели и задачи урока: формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита); развитие зрительной памяти и воображения; закрепление навыков художественного оформления работ.

Материал к уроку: «сетка» для имитации витража, клей ПВА, ножницы, цветная бумага (пленка), карандаш, бумага для оформления.

Зрительный ряд: таблица с последовательностью выполнения витража; фотографии современных витражей; детские работы.

Задание: подклейка цветной бумаги (пленки), оформление и выставка работ.

Ход 3-го урока.

I. Организационный момент. Подготовка материалов к работе.

II. Актуализация знаний учащихся о последовательности работы над имитацией витража.

* Рассмотрим фотографии современных витражей. Обратим внимание, как художник распределяет цветовые пятна в витражных работах. Цвет играет роль декора, но он должен равномерно «держать» композицию и отвечать замыслу сюжета. Это очень сложная задача, поэтому выбор цветовой гаммы необходимо продумать, желательно проговорить в классе и обосновать свой выбор.

III. Работа с эскизом.

1. Подклейка цветной бумаги. От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы. Под «сетку» в свободную нишу подкладываем выбранный лист цветной бумаги или пленки и карандашом аккуратно, без нажима, обводим форму ниши. Вырезаем цветную деталь немного больше (на 2 – 3мм), чем наметили. Этот запас необходим для нанесения клея на цветную бумагу. Так подклеиваем все пустоты нашей «сетки».

Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием цвета в композиции. Когда работа будет подклеена, еще раз обратить внимание на избыток клея, следы карандашной разметки. Все это необходимо аккуратно убрать.

2. Оформление эскизов. Для того чтобы наш витраж можно было представить на выставке, а также для длительного хранения, необходимо с обратной стороны подклеить плотную бумагу (ватман или картон). Вспомнить с уроков технологии в начальных классах правила оформления художественных работ в паспарту.

IV. Выставка работ учащихся, обсуждение.

Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Где можно использовать витражи по данным эскизам?
  2. В чем особенности монументального искусства?
  3. Почему витраж получил широкое распространение в средние века?
  4. Для чего используют витраж современные архитекторы?

VI. Задание на дом.