Часть речи - прилагательное

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.
  • Способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное; умения точно употреблять имена прилагательные в речи.
  • Содействовать воспитанию у ребят чувство бережного отношения к природе, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: цветок из семи лепестков, магнитофон, аудиозапись “Лесная прогулка” - голоса птиц в природе с краткими пояснениями. Плакат “Имя прилагательное”, мягкая игрушка – котёнок, игрушки или картинки животных. Ребусы, кроссворд “Под лежачий камень вода не течёт”, книжка-малышка “Если мне подарят лодку”, тест “Имя прилагательное”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Поможет нам в этом “Цветик – семицветик” из сказки В.Катаева. У цветка есть волшебные слова.

Лети-лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснувшись до земли
Быть по-моему вели.

После этих слов надо срывать по одному лепестку, прочитать и узнать, что надо делать. Итак, начинаем игру:

1-й лепесток (красный). Каллиграфическая минутка.

Для этого надо разгадать ребусы. (Приложение 1). Какая буква присутствует во всех этих словах? Ребята пишут одну строчку букву В и слово с этой буквой.

2-й лепесток (оранжевый). Повторение пройденного и проверка домашнего задания.

Игра “Доскажи словечко”. Дети отвечают на вопросы с места.

  • Давно живу я в мире этом, даю названия предметам. (Имя существительное)
  • На конце существительных мужского рода после шипящих Ь … (не пишется)
  • На что указывает Ь в словах снегирь, морковь? (На мягкость согласных)
  • На что указывает Ь после шипящих на конце существительных? (Эти существительные женского рода)
  • А какие слова женского рода с мягким знаком на конце вы написали? Проверим домашнее задание.
  • Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь!

Плакат – имя прилагательное.

Что вы знаете об именах прилагательных? Ответы детей. Сегодня на уроке нам надо ответить на вопрос: с какой целью употребляют в речи имена прилагательные?

3-й лепесток (желтый). Наблюдение над ролью имени прилагательного в нашем языке.

Игра: “Узнай”.

  • Серый, хищный, жадный … (волк).
  • Рыжая, хищная, ловкая … (белка).
  • Косой, слабый, трусливый … (заяц).
  • Солнечный, весёлый … (день).
  • Большой, косолапый … (медведь).
  1. Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь?
  2. Какой частью речи они являются?
  3. На какие вопросы отвечают?

Представьте себе летнюю лесную поляну. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т. д.

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” - и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.

Учитель раздает на каждую парту игрушки или картинки животных. Дети работают в парах.

Кто больше найдет к этим существительным прилагательные.

Физминутка для глаз.

4-й лепесток (зеленый). Работа с учебником.

  • Прочитайте текст самостоятельно, найдите имена прилагательные.
  • Прочитайте текст без имен прилагательных самостоятельно. Читает один ученик.
  • Как он изменился?
  • С какой целью употребляются имена прилагательные?
  • Прочитаем об этом в учебнике. Дети читают правило.
  • Напишите первое предложение, подчеркните прилагательные волнистой линией.

Задание: разобрать по составу слово – резиновый. Взаимопроверка.

Физминутка

5-й лепесток (голубой). Работа с пословицей.

Пословицы – это зеркало культуры и жизни народа. В них собрана народная мудрость. Человек, который хорошо знает пословицы, правильно их употребляет, сам становится умнее.

Заранее подготовленные ученики по ролям читают текст.

Под лежачий камень вода не течёт

Алёша и его друг Миша сидят и составляют маршрут похода.

Миша: На электричке мы доедем до станции Столбовая. С правой стороны железной дороги начинается лес. Сначала мы пройдём два километра по лесной дороге.

Алёша: К востоку от деревни по карте лесное озеро. Я думаю, здесь мы сделаем привал. Можно искупаться.

Миша: Из озера берёт начало маленькая река. Мы пойдём вниз по течению…

Папа: Здравствуйте, туристы. Я вижу, вы планируете поход. Когда собираетесь?

Миша: Здравствуйте, Михаил Иванович. Мы пойдём на субботу и воскресенье. Это наша школьная традиция, вся школа в это время весной уходит в поход, каждый класс выбирает себе маршрут. Мы заранее готовимся, изучаем на карте места, читаем справочники, путеводители и другие книги.

Папа: А вы ни разу не ходили в поход на байдарках?

Алёша: А где взять байдарки?

Папа: Их можно взять в клубе туриста.

Миша: А у моего папы есть байдарка.

Алёша: Я боюсь, что ребята в классе не согласятся.

Папа: А я думаю, что если вы посоветуетесь с вашим учителем физкультуры Николаем Ивановичем, выберете реку, достанете байдарки, поговорите с ребятами, то может получиться очень интересный поход. Нужно только быть активными. Под лежачий камень вода не течёт!

Алёша: Вот ещё одна пословица!

Папа: Да, и очень верная. Эту пословицу говорят тогда, когда нужно продвинуть дело, действовать.

Словарная работа.

  • Запишем эту пословицу в тетрадь, найдём прилагательное, подчеркнём волнистой линией.
  • Используя буквы пословицы, составьте новые слова и впишите их в кроссворд. Подсказки – на рисунке. (Приложение 2)

Дети работают в группах.

6-й лепесток (синий). Обобщение:

А теперь закройте глаза, и вы ощутите себя в лесу в окружении поющих птиц.

Слушание аудиокассеты “Лесная прогулка” - голоса птиц в природе с краткими пояснениями.

Задание: кто больше услышит в тексте имена прилагательные с существительными. (Прозрачная зелень, чистые стволы, разноголосый гомон, знакомые звуки и т.д.)

Тест “Имя прилагательное” с выбором одного правильного ответа. Вариант 1.

  1. Имена прилагательные обозначают:
  • название предмета;
  • признак предмета;
  • действие предмета.
  1. Подчеркни лишнее слово.

Весёлый, синее, тонкая, прекрасные, ветерок, весенний.

  1. Поставь вопрос к имени прилагательному.

лес (___________________) зелёный

Тест “Имя прилагательное” с выбором одного правильного ответа. Вариант 2.

  1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
  • Кто? Что?
  • Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Что делать? Что сделать?
  1. Подчеркни лишнее слово.

Белая, зима, солнечный, лесные, прозрачное.

  1. Поставь вопрос к имени прилагательному.

облако (___________________) белое

Взаимопроверка.

7-й лепесток (фиолетовый). Итог урока и домашнее задание.

  • Что такое имя прилагательное и что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • С какой частью речи связано?
  • С какой целью мы в своей речи употребляем прилагательные?

Вывод: имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.