Практический материал для индивидуальных занятий по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Логопедические занятия по развитию речи включают задания по формированию грамматического строя речи. Эти задания тесно связаны с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. Необходима целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных и глаголов. Дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в изменении слов по числам, падежам, родам и в согласовании слов между собой в соответствии с грамматическими нормами языка.

Наряду с фронтальными логопедическими занятиями проводится систематическая индивидуальная работа по формированию грамматического строя устной речи детей, страдающих общим недоразвитием речи. На индивидуальных занятиях важно специально упражнять детей в правильном употреблении отдельных грамматических форм, в словообразовании и в правильном построении фраз. Мы предлагаем практический материал для индивидуальных логопедических занятий, включающий задания для работы над словоизменением и словообразованием.

Карточка №1.

1).Образование множественного числа имен существительных:

дом – …(дома) лес – … бок – … глаз – … берег – …
поезд – … парус – … пояс – … повар – … вечер – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один кот – два кота – три кота – четыре кота – пять котов

Один петух – …
Один волк – …
Один страус – …
Один крот – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

дом – домик гном – … слон – … кот – … двор – …
ключ – … бант – … бинт – … луч – … стол – …

4).Образование относительных прилагательных:

Шапка из меха – меховая шапка
Шапка из шерсти – …
Шапка из кожи – …
Платье из шёлка – …
Платье из бархата – …

5).Окончания глаголов:

Я играю, ты… он… мы… вы… они…
Я пилю, ты… он… мы… вы… они…
Я считаю, ты… он… мы… вы… они…
Я рублю, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №2.

1).Образование множественного числа имен существительных:

платок – … венок – … щенок – … грибок – … молоток – …
колосок – … жучок – … потолок – … дубок – … звонок – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один лев – два льва – три льва – четыре льва – пять львов
Один орёл – …
Один муравей – …
Один воробей – …
Один дятел – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

кошка – кошечка чашка – … сушка – … пушка – … шишка – …
ложка – … кружка – … стружка – … ромашка – … игрушка – …

4).Образование относительных прилагательных:

Кувшин из глины – глиняный кувшин
Кувшин из стекла – …
Кувшин из хрусталя – …
Кувшин из серебра – …

Кувшин из меди – …

5).Окончания глаголов:

Я читаю, ты… он… мы… вы… они…
Я смотрю, ты… он… мы… вы… они…
Я рисую, ты… он… мы… вы… они…
Я спешу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №3.

1).Образование множественного числа имен существительных:

стул – … лист – … колос – … копьё – … крыло – …
клок – … ком – … платье – … дерево – … перо – …

2).Согласование существительных с числительными:

Одно кольцо – два кольца – три кольца – четыре кольца – пять колец

Одно кресло – …
Одно стекло – …
Одно окно – …
Одно сердце – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

жук – жучок паук – … червяк – … старик – … хомяк – …
рак – … моряк – … каблук – … башмак – … клок – …

4).Образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева – деревянная ложка
Ложка из серебра – …
Ложка из стали – …
Ложка из пластмассы – …
Ложка из олова – …

5).Окончания глаголов:

Я вяжу, ты… он… мы… вы… они…
Я строю, ты… он… мы… вы… они…
Я режу, ты… он… мы… вы… они…
Я ношу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №4.

1).Образование множественного числа имен существительных:

поле – … море – … озеро – … число – … кресло – …
окно – … ведро – … весло – … стекло – … облако – …

2).Согласование существительных с числительными:

Один корень – два корня – три корня – четыре корня – пять корней
Один врач – …
Один фонарь – …
Один зверь – …
Один корабль – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

конфета – конфетка осина – … берёза – … рябина – … картина – …
голова – … трава – … туча – … рука – … река – …

4).Образование относительных прилагательных:

Котлета из рыбы – рыбная котлета
Котлета из мяса – …
Котлета из моркови – …
Котлета из капусты – …
Котлета из картофеля – …

5).Окончания глаголов:

Я делаю, ты… он… мы… вы… они…
Я гружу, ты… он… мы… вы… они…
Я копаю, ты… он… мы… вы… они…
Я кошу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №5.

1).Образование множественного числа имен существительных:

день – … пень – … рот – … лоб – … лев – …
сон – … ров – … мох – … ухо – …  

2).Согласование существительных с числительными:

Одно море – два моря – три моря – четыре моря – пять морей
Одно поле – …
Одно ухо – …
Одно слово – …
Одно дело – …

3).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

зеркало – зеркальце платье – … одеяло – … кресло – … масло – …
покрывало – … дело – … мыло – … сало – … тело – …

4).Образование относительных прилагательных:

Сок из яблок – яблочный сок
Сок из клюквы – …
Сок из вишни – …
Сок из клубники – …
Сок из апельсина – …

5).Окончания глаголов:

Я лаю, ты… он… мы… вы… они…
Я леплю, ты… он… мы… вы… они…
Я плаваю, ты… он… мы… вы… они…
Я глажу, ты… он… мы… вы… они…

Карточка №6.

1).Согласование существительных с числительными:

Одна голова – две головы – три головы – четыре головы – пять голов
Одна рука – …
Одна нога – …
Одна коса – …
Одна мыльница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

балкон – … фонтан – … росток – … компот – … солдат – …
маска – … масло – … марка – … дудка – … ночник – …

3).Образование относительных прилагательных:

мёд с липы – …
суп с фасолью – …
пух тополей – …
шуба из соболя – …
малина из леса – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У мышки – мышонок, мышата
У ежа – …
У ужа – …
У лягушки – …
У осла – …

5).Окончания глаголов:

Я отсутствую … ты… он… мы… вы… они…
Я рассматриваю – …
Я воздействую – …
Я подглядываю – …

Карточка №7.

1).Согласование существительных с числительными:

Одна чернильница – 2… 3… 4… 5…
Одна картина– …
Одна люстра– …
Одна шляпа – …
Одна лента – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

чертёж – … журнал – … кафтан – … горшок – … ломоть – …
ларец – … желток – … ковёр – … карман – … кирпич – …

3).Образование относительных прилагательных:

жилет из кожи – …
одежда для молодёжи – …
джемпер из трикотажа – …
икра из баклажанов – …
полка для книг – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У медведя – медвежонок, медвежата
У верблюда – …
У зайца– …
У белки – …
У волка– …

5).Окончания глаголов:

Я останавливаюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я регулирую – …
Я приближаюсь – …
Я разглядываю – …

Карточка №8.

1).Согласование существительных с числительными:

Одна шуба – 2… 3… 4… 5…
Одна роза– …
Одна река– …
Одна конфета – …
Одна сахарница – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

башмак – … фартук – … окно – … огонь – … утка – …
яхта – … осёл – … юбка – … изба – … овца – …

3).Образование относительных прилагательных:

сумка из соломы – …
салат из лука – …
морс из клубники – …
воротник из кружев – …
ассорти из фруктов – …

4).Образование названий детёнышей животных:

У барсука – барсучонок, барсучата
У бурундука – …
У кролика – …
У козы – …
У лошади – …

5).Окончания глаголов:

Я вздрагиваю … ты… он… мы… вы… они…
Я встречусь– …
Я разгораюсь – …
Я присоединяюсь– …

Карточка №9.

1).Согласование существительных с числительными:

Одно дело – 2… 3… 4… 5…
Одно слово– …
Одно одеяло– …
Одно покрывало – …
Одно лицо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

пальто – … полька – … капля – … фонарь – … письмо – …
майка – … вафля – … слойка – … венок – … лейка – …

3).Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

высокая скала – …
сухой стакан – …
светлая спальня – …
сладкая слойка – …
сломанная скамейка – …

4).Образование названий детёнышей животных и птиц:

У коровы – телёнок, телята
У овцы – …
У свиньи – …
У собаки – …
У утки – …

5).Окончания глаголов:

Я вырисовываю … ты… он… мы… вы… они…
Я приветствую – …
Я раскрываю – …
Я совмещаю – …

Карточка №10.

1).Согласование существительных с числительными:

Одно село – 2… 3… 4… 5…
Одно колесо– …
Одно озеро– …
Одно зеркало – …
Одно письмо – …

2).Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов:

банка – … ноготь – … винт – … ветка – … ведро – …
шорты – … санки – … капля – … норка – … песня – …

3). Образование множественного числа имён существительных и прилагательных:

свободный студент – …
старый снаряд – …
полосатый свитер – …
усатый старик – …
светлая скатерть – …

4).Образование названий детёнышей птиц:

У гуся – гусёнок, гусята
У вороны – …
У грача – …
У орла – …
У журавля – …

5).Окончания глаголов:

Я взбираюсь … ты… он… мы… вы… они…
Я поддерживаю – …
Я показываю – …
Я беседую – …

Список использованной литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда._М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  2. .Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: в 9 вып.: вып.5. Звуки С-Сь.-М.; Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения (из опыта работы). Краснодар.1994.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием с элементами лексико-грамматического недоразвития. Краснодар.1994.
  5. Лопухина И.С. 550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
  6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.-СПб.: Лениздат; Издательство “Союз”, 2001.