Задачи:
- закрепить умение различать приставки по их значению, формировать умения правильно писать слова с приставками пре-, при-;
- способствовать обогащению словарного запаса русского языка;
- воспитывать интерес к русскому языку и его познанию.
Ход урока
- Организационный момент
Ребята, представьте, что мы снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаются на землю. Сначала опускаются маленькие, хрупкие (сели девочки), затем побольше (сели мальчики). Все оказались на земле. Тихо кругом. Наступает звездная ночь. Но с восходом солнца начали просыпаться. Они обрадовались утру, улыбнулись солнцу и сказали: “С добрым утром!”
Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодня день нам принесет всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтоб мы с вами во время работы покорили еще одну вершину. Успехов вам и удач!
- Сообщение темы и цели урока
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.
Прибежал, пришил, пришел,
Преогромный, преломить.
- Ребята, о каких приставках мы сегодня будем говорить?
- Актуализация знаний
- Графический диктант (читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-, затем взаимопроверка)
- Эта приставка имеет значение “очень”.
- Эта приставка пишется в словах приблизиться, причудливый.
- Эта приставка имеет значение “законченное действие”.
- Эта приставка имеет значение “пере”-
- Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный.
- Эта приставка имеет значение неполноты действия.
- Эта приставка пишется в слове приставка.
- Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель.
- Эта приставка имеет значение присоединения.
- Эта приставка имеет значение “самый-самый”
- От чего зависит выбор букв е - и при написании приставок пре-, при-?
(Учитель обращает внимания на алгоритм, который поможет учащимся верно написать приставку пре- или при - при выполнении заданий) (Приложение 1)
Практикум
Задание 1. Получив “карты”, на которых указано значение приставки, учащиеся “отбивают” ход “картами”, на которых слово с данным значением, таким образом, дети потренируются в применении правила на практике. (Работа в парах). Приложение 2
Задание 2. Записать словосочетания, вставить букву, объяснить написание.
- 1 группа.
Пр…красная музыка, слегка пр…храмывал, пр…рвать рассказ, пр…близиться к другу, сидел пр…спокойно, пр…вокзальная площадь.
- 2 группа
Пр…дорожное кафе, пр…красный человек, неохотно пр…встать, пр…лепить к стене, пр…рвать разговор, пр…мирить неприятелей.
Задание 3. Работа с электронным тренажером (Приложение 3)
- Здоровьесберегающая пауза
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед - тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех,
Возвращается обратно: расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.
Задание 4. Записать слова в 2 столбика, вставляя букву: с приставкой пре- и приставкой при -, а затем самопроверка.
Пр…интересный, пр…держать, пр…остановить, Пр…уральский, пр…одолеть, непр…ступный, непр…одолимые пр…грады, непр…рывный, пр…пятствие, пр…чудливый, пр…зидент, пр…сяга, пр…лететь, пр…спокойно, пр…морский, пр…открыть.
Задание 5. Творческая работа в группах
Прочитать текст, подобрать к нему заголовок, заменить в тексте, где целесообразно, слова и словосочетания без приставок пре-, при - словами или синонимами с данными приставками. (Приложение 4)
По окончании творческой работы прослушиваются и рецензируются 2-3 текста.
- Контроль усвоения
Выполнение электронных тестовых заданий в программе Мастер-тест. (Приложение 5)
По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа.
- Рефлексия
- Чему вы сегодня научились?
- Что вы сделали хорошо?
- Что могли бы сделать лучше?
- Домашнее задание
- “3” - упр. 197 (задание 1)
- “4” - упр. 198 (задание 1,2)
- “5” - упр. 199