Игра-конкурс "Дорожный серпантин"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.

Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению Правил дорожного движения. Все это эффективно осуществляется в игровой деятельности. Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Моделируя реальные ситуации и действия, игра выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.

Данная игра построена на краеведческом материале данной местности. Поэтому каждый организатор может использовать в игре материал той местности, в которой он проводит. Игру можно проводить в рамках одной школы (как у нас) и в рамках жилого района; как итоговое мероприятие в конце учебного курса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, так и в течение года, предварительно готовясь к некоторым вопросам.

Цель: пропаганда правил дорожного движения среди учащихся; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма; создание условий для проверки навыков безопасного поведения детей на улицах.

Задачи:

  1. Обучающие: адаптация к реальным условиям проживания;формирование у обучающихся теоретических знаний по дорожной грамоте, практических компетенций безопасного поведения на улицах и дорогах; расширение социального, коммуникативного, информационного кругозора.
  2. Развивающие: развитие интереса, зрительной памяти, внимания, сноровки, смекалки, выносливости; выработка правил достижений поставленной цели.
  3. Воспитательные: создание атмосферы партнерства и сотрудничества; выработка конструктивных форм взаимодействия и решения проблемы; воспитание культуры поведения пешехода.

Участники: команды- экипажи обучающихся из 10 - 12 человек (до 10 команд).

Ожидаемые результаты: устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации, оказание первой медицинской помощи; формирование у воспитанников и обучающихся самоутверждения, самовыражения личности; снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах;

Оборудование: маршрутные листы, таблички с указанием названий остановок, карточки со словами «закона» безопасного движения, набор фотографий, на которых изображены разные ситуации на проезжей части, велосипед, фишки, «желоб», «качели», карточки для проекта (Детское домино «Дорога», ООО «Десятое королевство», г. Москва), план-карта II микрорайона, разрезные дорожные знаки, макеты дорожных знаков, бумага, краски, кисточки, медицинская аптечка «ФЭСТ», компьютерный диск с набором игр «По дороге со Смешариками»(СКА «Петербург»2006г., Креатив-студия «Смешарики» 2005г., Кинокомпания «Мастер-фильм»,2006г.), компьютерная техника, карточки с заданиями.

Длительность проведения: 2 часа

Критерии оценки деятельности команд:

  • комплектование команды;
  • безошибочное выполнение заданий;
  • творческий подход в преодолении трудностей и препятствий;
  • командная и индивидуальная рефлексия, аналитическая деятельность ;
  • слаженность работы команд.

Условия проведения:

Игра проводится между командами 3-6 классов и состоит из 10 этапов – виражей. Каждая станция - вираж имеет свои критерии оценивания.
Бонусы выставляются в схему движения (Приложение 1)
Каждый экипаж придумывает название и девиз или имеет опознавательный знак.
Команды на стартовой линейке получают маршрутный лист.
Прохождение виража – 15 минут.
На каждом вираже находится «инспектор – постовой» и 1-2 человека из отряда ЮИД, которые заполняют оценочный лист. «Инспекторами-постовыми» являются члены отряда ЮИД (обучающиеся 5-7 классов), преподаватель ОБЖ, медицинский работник школы, инспектор ГИБДД, учителя физкультуры, член совета по безопасности детского дорожно-транспортного травматизма и педагоги дополнительного образования.
Команды следуют по маршрутному листу, выполняя предложенные задания.
После прохождения каждого виража экипажи получают слово или часть фразы «закона» безопасного движения.
По прохождению всех виражей у команды должен сложиться «закон» безопасного движения. (Приложение 2) На итоговой линейке экипажи комментируют свой «закон». Командам вручаются сертификаты участника игры «Дорожный серпантин». Победителей награждают правом провести в других классах и детских садах игры – беседы по ПДД.

Стартовая линейка


1. Построение экипажей

Ведущий. Дорогие ребята! Вы целый год изучали правила дорожного движения, узнавали об истории правил, о развитии транспорта, о дорожных знаках, об оказании 1медицинской помощи при дорожных происшествиях. Сегодня вы, представители своих классов, на нашей игре покажете свои знания и умения.
Все наши команды будут говорить, беседовать, рисовать на одну тему – ПДД
А главный лозунг игры звучит так: «Победителем ты можешь и не быть, но ПДД ты знать обязан!»

2. Выступление агитбригады «Светофорчик» отряда ЮИД (или заранее подготовленных детей )

1-й ЮИДовец. Мы все живем сегодня в век скоростей, в век научно – технического прогресса. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили, в воздухе летят сверхзвуковые лайнеры и космические корабли, по морям и океанам плывут быстроходные суда. Все вокруг торопятся, спешат…

2-й ЮИДовец. Одна секунда… много это или мало? Для пешехода одна секунда пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда- вещь весьма серьезная. За одну секунду машина, идущая со скоростью 60км/ч, проезжает больше 16м, а со скоростью 80км/ч – 22м.

3-й ЮИДовец. Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомек, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится только через 400метров.! Помните об этом.

1-й ЮИДовец. Поэт О.Бедарев в стихотворении«Если бы…» предупреждает всех ребят: на дорогах, где есть транспорт, шутки плохи.
Ребята инсценируют стихотворение «ЕСЛИ БЫ…»

2-й ЮИДовец. Чтобы перейти улицу, как положено, на зеленый свет, надо подождать всего 30-35 секунд. А чтобы пройти наши виражи, вам потребуется всего лишь 15 минут внимательно поработать на каждом этапе.

3. Разминка

Светофор. Сейчас проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (нет)
- Что хотите – говорите, красный свет –проезда нет?(да)
- Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (нет)
- Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (нет)
- Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?(да)
- Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?(нет)
- Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (нет)
- Что хотите – говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (да).

- Молодцы! Все к игре готовы. Желаем удачи!
- Прошу капитанов экипажей получить маршрутные листы.
Экипажи начинают движение по виражам.

Этапы игры


Вираж 1. «Пункт Айболита». На этом вираже «инспектором – постовым» является медицинский работник.

Участникам предлагается:
а) проверить знания и умения в форме ответов на вопросы.
При подготовленной аудитории ответы не давать, а если игра проходит в не запланированное время, варианты ответов можно предложить.
б) оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожных происшествиях.
в) укомплектовать минимальным количеством «аптечку ФЭСТ» с обоснованием (лишние предметы медицины убрать).

Вопросы по медицинской подготовке:

  1. Первая медицинская помощь при открытом переломе.
  2. Первая медицинская помощь при обморожении.
  3. Чем характеризуется капиллярное кровотечение?
  4. Что необходимо сделать при потере сознания?
  5. Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой.
  6. Как оказать на месте происшествия первую помощь при простой и неглубокой ране?
  7. Какой материал может быть использован в качестве шины?
  8. На какой максимальный срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
  9. Как оказать помощь при ожоге кипятком?
  10. По каким признакам можно определить перелом ребер?

Вираж 2. «Велотрек». На этом вираже «инспектором – постовым» является преподаватель физкультуры.

Проверка знаний правил пользования велосипедом и уровня вождения юными велосипедистами – вот главная задача данного этапа.

Конкурс проводится в спортзале:

1. Фигурное вождение велосипеда

1.1. Слалом между фишками, расположенными на различном расстоянии
Участник проезжает зигзагом фишки, установленные на одной линии с различным интервалом.
1.2. Рельсы «Желоб»
Участник должен проехать по узкой колее длиной 3 м, шириной 0,11м.
1.3. «Восьмерка»
Участник должен проехать по восьмерке, шириной 0,5 м , не касаясь колесами линий.
1.4. «Качели»
Участник должен проехать препятствие, состоящее из доски длиной 3 метра, шириной 0,2 м , установленной на колодку диаметром 0,2м под ее серединой.
1.5. Остановка на месте
Участник должен остановиться с таким расчетом, чтобы переднее колесо коснулось первой планки, сбив ее, но при этом не коснуться второй (дальней) планки. Расстояние между планками 0,1 м.

2. Проверка знаний правил пользования велосипедом проходит в форме ответов на вопросы. Даются варианты ответов.

Вопросы для проверки знаний правил пользования велосипедом:

1. Сколько человек могут ездить на велосипеде одновременно?
1. 1 человек.
2. 2 человека.
3. 3 человека.

2. Что нужно обязательно проверить перед каждой поездкой на велосипеде?
1. Проверить давление в шинах, исправность тормозной втулки заднего колеса, а также прочность соединения полурам.
2. Очистить механизмы велосипеда от грязи и пыли.
3. Проверять ничего не нужно.

3. Как установить седло на нужную высоту?
1. Ослабить гайку регулировки угла наклона седла, установить угол наклона, затянуть гайку.
2. Ослабить гайку стяжного болта рамы, поднять (опустить) седло путем перемещения седлодержателя в подседельной трубе и затянуть гайку.

4. Как отрегулировать натяжение цепи?
1. Ослабить правую гайку крепления заднего колеса, переместить колесо в сторону руля.
2. Ослабить гайку заднего колеса и перемещать его в пазах наконечников, при этом необходимо следить за тем, чтобы колесо располагалось симметрично по отношению к перьям цепной вилки.
3. Ослабить гайку заднего колеса, снять цепь с ведущей звездочки и переместить колесо в пазах наконечников, при этом необходимо следить за тем, чтобы колесо располагалось симметрично по отношению к перьям цепной вилки.

5. При каком провисании цепь натянута правильно?
1. Провисание должно быть 5-9 мм.
2. Провисание должно быть 10-12 мм.
3. Провисание должно быть 15-20 мм.
4. Провисание должно быть 20-25 мм.

Ответы: 1-1, 2-1, 3-2, 4-2, 5-1

3. Знаки велосипедиста
Участник должен назвать знак и группу, к которой данный знак относится.

Вираж 3. «Юный проектировщик». Задание этапа: спроектировать свою дорогу из данных карточек (36шт.). Образуется единое дорожное полотно, которое должно вместиться в границы Эжвинского района (рабочая поверхность школьного стола представляет собой территорию Эжвинского района). (Приложение 3)

Вираж 4. «Грамотный пешеход»

Участники на данном вираже:

1. Отвечают на вопросы в форме «Блиц-опроса» (Приложение 4)
2. Участникам нужно оценить поведение пешехода на проезжей части по фотографиям.
Используются фотографии своей местности. Найти ошибочные фотографии.

Вираж 5. «Мой микрорайон»

Перед участниками план – карта «Мой микрорайон», набор дорожных знаков и фотографии улиц микрорайона. (Приложение 5)

Задача участников:

1. Назвать улицы микрорайона и определить их место на карте
2. Расставить дорожные знаки по всей карте микрорайона, определить опасные и безопасные участки дорог и улиц.
Следует обратить внимание, что количество дорожных знаков – избыточное. За каждый правильно поставленный знак –1 бонус. Оценивается правильная установка дорожных знаков, пешеходных переходов.

Вираж 6. «Виртуалы»

Компьютерная игра по правилам дорожного движения. Участники работают на компьютере парами.
Каждая пара экипажа за отведенное время должна пройти часть игры. Итог этапа подводится следующим образом: каждая пара игроков команды зарабатывает бонусы в общую копилку за прохождение каждого этапа компьютерной игры.

1. Раскраска знаков

2. Регулировщик

Задача – проехать на автобусе по городу до парка, соблюдая все правила. Время ограничено. Чем быстрее проезжаешь маршрут, тем больше очков получаешь. По дороге можно собирать бонусы.

3. Три в ряд

Задача – отсортировать знаки на «складе». На складе хранятся знаки следующих типов: информационные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие и служебные таблички.

Можно менять местами 2 соседних знака, но только, если при этом поставить 3 знака в ряд – вертикально или горизонтально. Чем больше линий уберешь, тем больше очков за ход получишь.

Вираж 7. «Знаки XXII века»

На этом вираже в роли «контролера – постового» может быть преподаватель изо.
Командам предлагается спроектировать и нарисовать новый дорожный знак и объяснить его назначение.

Вираж 8. «Эрудит»

Экипажу предлагается решить задачи (на краеведческом материале):

- Двигаясь равномерно и нигде не задерживаясь, отличник Ваня из СОШ № 28 добрался из дома до школы за 7 минут. Его соседка Лера , тоже двигаясь равномерно, тоже не задерживалась и добралась до школы за 57 минут. Чем отличается стремительный и целеустремленный бег в школу Вани от тихой Леры? (С разной скоростью движутся по жизни эти двое)

- Машина по проспекту Бумажников следует со скоростью 90 км/ч. Это означает, что машина проходит 25 м за одну секунду. Для того, чтобы посмотреть налево и направо, уйдет 3 секунды. Еще 6 секунд, чтобы перейти дорогу? Какое расстояние проедет машина за это время? Хватит ли времени у тебя, чтобы перейти дорогу?...

За правильный ответ – 1 бонус

Вираж 9. « Синквейн»

Каждому экипажу дается слово.

Слова: пешеход, дорога, автомобиль, тротуар, дети, правила, водитель, путь, игра, знак.

Команда с одним из данных слов должна проделать следующий путь.
На первой строчке – написать выбранное существительное.
На второй строке-придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.
На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.
На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.
На пятой строке – сделать обобщающий вывод.

Вираж 10. «Я-водитель» Данный вираж – конкурс капитанов

Задача каждого командира экипажа – на «мини – улице»: при помощи предложенной разметки показать уровень сформированности компетентности поведения на дороге, объяснить начертание разметки, с помощью инерционной машины показать путь «водителя» по дороге, соблюдая все правила движения.
Остальные участники играют роль «пешеходов», которые соблюдают правила дорожного движения.

Итоговая линейка

1. Жюри подводит итоги

2. Команды защищают «законы» безопасного дорожного движения, которые они получили после прохождения всех этапов игры.

3. Награждение

Экипажи получают сертификат.

Все участники заканчивают игру песней на мелодию «Улыбка».

Список литературы

  1. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе.- Волгоград: Учитель, 2007.
  2. М.С.Коган. Правила дорожные знать каждому положено!.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006г.
  3. В.И. Ковалько . Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 кл.- М.; ВАКО, 2006г.
  4. В.П. Степанов. Юные инспектора движения. – Минск:Красико – Принт, 2007г.
  5. Журнал «Классный руководитель» №5, 2007г.
  6. Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. Методическое пособие по правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2004г.