Урок литературного чтения в 4-м классе (по технологии РКМЧП)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить изучение истории развития детской литературы;
  2. Формировать умение определять замысел автора на примере работы с произведением К.Д.Ушинского;
  3. Развивать умение анализировать прочитанное, принимать осмысленное решение и аргументировать свою точку зрения посредством использования приёмов эффективной работы с информацией;
  4. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Ход урока

На страницах учебника вы узнаёте, что у детской литературы есть своя история, которая насчитывает 6 веков, а сколько там интересных страниц? Это настоящий путеводитель по книжному миру! Со страниц книги с вами разговаривают сами писатели! Поднимите руку, кто любит читать? Значит, мы с вами кто? Читатели!

На предыдущем уроке вы познакомились с произведением «Первое знакомство с Родиной, поездка из столицы в деревню». (на закрытой доске).

Давайте вспомним, о чём это произведение.

Для этого восстановите последовательность изложения текста. Возьмите листок с текстом. Расставьте цифры, в соответствии с тем, как происходили события. (Перепутанные цепочки).

  1. Маленькая семья уселась в экипаж.
  2. Экипаж поехал по одной из лучших улиц столицы.
  3. Губернский город по сравнению со столицей показался небольшим и бедным.
  4. Проехали много маленьких деревень.
  5. Уездный город был меньше и беднее губернского.

Как вы думаете, почему автор избрал для этого текста форму путешествия? (дети знакомятся с родной страной, отмечают, что она везде разная и по-разному живут люди).

Мы продолжаем работать с этим произведением.

Назовите автора произведения? (открываю доску).

Что вы знаете о нём?

Мы сегодня знакомимся с последней главой. Прочитайте название.

Возьмите на парте листочки с нарисованным деревом (я рисую на доске) на веточках попробуйте написать своё предположение, что хотел рассказать автор об Отечестве? (Поделитесь мыслями, попробуйте предсказать) (я дорисовываю дерево и пишу вопрос).

(творческий вопрос)

К этим деревьям мы вернёмся в конце урока, положите их на край стола.

Давайте узнаем, какой образ Отечества создаёт Ушинский?

Мы будем читать произведение с остановками, откройте стр. 204

Первая остановка.

Какие чувства у вас вызвал этот отрывок текста? Почему?

Остановка.

Для чего автор написал эту часть? (объясняющий)

Вторая остановка.

Чтобы изменилось в этом отрывке, если бы писал современный писатель?

Чтобы не изменилось? (познакомить с территорией)

А мы где живём?

Что вы знаете, об Азиатской части?

Попробуйте увидеть Азиатскую часть такой, какой её увидел автор?

Третья остановка.

В чём совпало ваше мнение и мнение Ушинского?(многонациональное государство, богатство природы, меха, людей, культура разных народов) на самое главное богатство страны – её люди.

Четвёртая остановка.

Когда я училась в школе Средняя Азия и Кавказ входили в состав единого с нами государства, теперь изменилась граница нашего Отечества и Средняя Азия находится за её пределами. Кавказ частично относится к нашему государству.

(рассказ учителя о своём личном опыте «Чтение с пояснением» – традиционная)

Пятая остановка.

Какие факты устарели? (простые)

  • В Европейской части средняя плотность населения больше, но Азия и Европа образованная часть России.
  • Губерния, уезд – административная – территориальная единица.
  • Губернии и области – регион.
  • Политическое устройство государства – монархия – царь, президент – республика, выборная власть.

Согласны ли с первым предложением?

Шестая остановка.

Как вы понимаете эту часть текста?

В каких современных школьных учебниках мог быть напечатан этот текст?

Для чего пишут учебники?

Что хотел рассказать автор об Отечестве? (Каков замысел автора) знание, воспитание.

Посмотрите на свои листочки с деревом.

Многие ли из ваших предположений подтвердились в ходе чтения? (простой)

Почему не сбылись?

Физминутка.

Таблица аргументов.

Со времён жизни Ушинского прошло более 130 лет.

Многое изменилось в настоящей действительности по сравнению с содержанием главы, но может ли это произведение быть интересным для современного читателя?

А через 100 лет?

Вопрос Почему «да» Почему «нет»
Может ли это произведение быть интересным для современного читателя?    

Конечно, и наш город тоже менялся. Давайте посмотрим на старые улицы Кургана и сравним с современным городом. Слайды.

Вы, конечно, понимаете, что нельзя заставить человека полюбить свою Родину, родную землю. Но как можно помочь её полюбить? Как это делает Ушинский?

Как говорит наш курганский краевед Скалозуб «Отечество любить велит природа, бог, а знать его – вот есть достоинство и долг».

Какие выводы вы сделали лично для себя? (практический вопрос)

Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, к своей улице, к своей школе, к своим родителям и к своему родному городу.

Давайте прогуляемся по нашему родному городу. Слайды.

Любить свой город – значит, знать много о нём. (область 6.02.43г). Точная дата основания города не известна, однако ей принято считать 1662 год. Первое название поселения – Царёво Городище. 19 (30) января 1782 Курганская слобода получила статус города с наименованием Курган. (227 лет нашему городу)

Что вы можете сделать для своего города?

Каждый школьник помогает стране своей учёбой. Это большой и важный труд.

Дополнительно: Чем важен для нашей страны наш город? Все города России связаны друг с другом одной судьбой – жизнью своей страны.