Урок химии с использованием интерактивной доски по теме "Фосфор и его соединения"

Разделы: Химия


Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает вместе с проектором и компьютером, представляя собой единый комплекс.
Использование интерактивной доски на уроке позволяет:

  • повысить наглядность, информативность содержания;
  • сделать сложный материал урока доступнее;
  • смоделировать эксперимент;
  • использовать новые виды индивидуальной и групповой работы;
  • повысить окупаемость времени, затраченного на подготовку к уроку;
  • систематизировать ЗУН на любом уроке при малых затратах времени;
  • повысить уровень мотивации школьников к изучению предмета;
  • повысить плотность, динамичность и мобильность урока.

При использовании интерактивной доски на уроках химии учитель должен быть готов к большим затратам времени на их подготовку. Но такие затраты времени скорее всего будут единовременны, т.к. в будущем учителю может потребоваться лишь корректировка составленных ранее уроков.
Для демонстрации работы с интерактивной доской на уроке химии автором был выбран комбинированный урок по теме: «Фосфор и его соединения».

Цели урока:

  1. Закрепить умения учащихся давать характеристику элементу, исходя из его положения в Периодической системе химических элементов.
  2. Сравнить свойства аллотропных модификаций фосфора.
  3. Рассмотреть кислородные соединения фосфора: оксид фосфора (V), фосфорную кислоту и ее соли.
  4. Познакомить учащихся с историей открытия фосфора
  5. Показать области применении фосфора и его соединений.
  6. Дать представления о круговороте фосфора в природе.

Ход урока: (Слайды презентации к уроку можно посмотреть в Приложении)

Слайд 1 и 2. Строение и свойства атомов.
Определив положение элемента в ПСХЭ, в условиях фронтальной беседы или, вызвав ученика к доске, изображаем строение атома фосфора.

Слайд 3 и 4. Возможные степени окисления фосфора.
Рассмотрев строение атома, в условиях фронтальной беседы, называем возможные (высшую и низшую) степени окисления фосфора.
Выполняем задание (вызвав ученика к интерактивной доске):
Определите степени окисления фосфора в соединениях и распределите формулы веществ на группы. (Ученик определяет степени окисления и «перетаскивает» формулы веществ по столбикам)
В результате на доске появляется законченная схема возможных степеней окисления фосфора, снабженная примерами.

Слайд 5 и 6. Аллотропные модификации фосфора.
На слайд вынесена ссылка на видеофрагмент, в котором описываются свойства белого и красного фосфора. После просмотра видеофрагмента, в ходе фронтальной беседы, распределяем («перетаскивая») перечисленные свойства по столбикам, соответствующим белому и красному фосфору.
В результате на доске появляется сравнительная характеристика аллотропных модификаций фосфора.

Слайд 7 и 8. Опыт, иллюстрирующий переход красного фосфора в белый.
Ученики открывают параграф учебника, где описан опыт и приведен рисунок этого опыта. (Габриелян О.С. Химия – 9. - М.: Дрофа, 2003.) На слайд вынесена ссылка на изображение тех же страниц учебника. Учитель может задавать вопросы по описанию опыта и рисунку к этому опыту, обращаясь к изображению, вынесенному на доску.

Слайд 9 и 10. Химические свойства фосфора.
В заготовленной схеме, демонстрируем возможность атома фосфора отдавать и принимать электроны (при этом можно вернуться к первому слайду). Повторяем понятия «окисление» и «восстановления», «окислитель» и «восстановитель». Дописываем уравнения реакций, расставляем коэффициенты методом электронного баланса (у доски могут работать сразу 2 ученика).

Слайд 11 и 12. Химические свойства соединений фосфора.
Соединим формулы реагентов и продуктов реакции, расставим коэффициенты (такая форма задания позволяет подготовить учащихся к выполнению тестовых заданий на соотнесение).

Слайд 13 и 14. Биологическое значение фосфора и его соединений.
На слайд вынесена ссылка на видеофрагмент, в котором описывается биологическое значение фосфора и его соединений. После просмотра видеофрагмента предлагаем учащимся прокомментировать высказывание А.Е. Ферсмана - «Фосфор – это элемент жизни и мысли».

Слайд 15 и 16. Применение фосфора и его соединений.
На слайде схема «Применение фосфора и его соединений» закрыта включением опции «Прожектор». Рассказывая о применении фосфора, передвигаем прожектор с описания одной области на другую.

Слайд 17. Открытие фосфора.
На слайд вынесена ссылка на видеофрагмент об открытии фосфора.

Слайд 18. Круговорот фосфора в природе.
На слайде - изображение круговорота фосфора в природе без стрелок, которые можно провести в процессе рассказа.

Слайд 19 и 20. На этапе закрепления предлагается осуществить цепочку превращений. Правильные уравнения превращений скрыты включением опции «Шторка». По мере решения цепочки, правильные ответы можно приоткрывать.

Слайд 20. На этапе закрепления предлагается выполнить задание. На слайд вынесен отрывок из знаменитой книги «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла, требуется найти химическую ошибку и назвать ее. На слайд также вынесена ссылка на видеофрагмент из фильма «Собака Баскервилей».