Развитие профессиональных компетенций у студентов педагогического колледжа

Разделы: Общепедагогические технологии


Младший школьный возраст сензитивен для развития познавательных мотивов учения, формирования учебной деятельности. Личностно-ориентированный подход в современном обучении – это учет психологических особенностей учащихся данного возраста, класса, каждого ребенка и т.д. Эти и другие теоретические знания - основа для формирования профессиональных компетенций, которые предполагают готовность и способность использовать свои знания и умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Поэтому в Карасукском педагогическом колледже создана система психолого-педагогического сопровождения студентов на практике пробных уроков.  Её задача помочь осознать начинающему учителю цель урока, то, как создать благоприятный психологический климат, ситуации успеха для учащихся, как сделать урок развивающим психологические процессы и личностные особенности ребенка, как учить учиться. Такое сопровождение осуществляют преподаватели психологии и педагогики. Они включаются в консультирование студента к уроку вместе с методистом и учителем класса, присутствуют на занятии и участвуют в анализе. Отрадно, что всё это способствует более быстрому, эффективному формированию профессиональной компетентности будущего учителя.    

Урок «Окружающий мир» в 3 классе (учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»), методист Л.М. Патина, учитель Моисеенко Г.А., готовит студентка Нуржанова Сауле. Учитывая достаточно высокий уровень развития познавательных интересов, обученности и обучаемости класса определяется ведущий метод обучения – частично-поисковый, опора на субъектный опыт учащихся. Создаются условия, чтобы третьеклассники сами могли определить задачи урока, учились рефлексировать, делать самостоятельные выводы, выбирать вариант домашнего задания. Продумывается разная мера помощи при организации самостоятельной работы, что обеспечивает принцип дифференциации. Смена видов работы на уроке: опыты, фронтальная беседа, сравнение своих знаний с материалом учебника, музыкальное сопровождение, физминутка, переход ребят во время образования микрогрупп - помогает реализации здоровьесберегающего подхода. Развитию коммуникативных навыков способствует работа в парах, микрогруппах. Выразительное чтение стихотворения Ю.Тувима – это и эмоциональное воздействие, и ситуация для анализа в соответствии с темой урока.

Цель. Создать условия для развития наблюдательности, логического мышления учащихся в процессе выполнения исследовательской работы, делая самостоятельные выводы о свойствах кожи. Помочь детям раскрыть значение кожи, систематизировать их знания о гигиене кожи. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы. Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью, развитию познавательных интересов.

Оборудование. Оформленная доска, музыкальная запись для эмоционального настроения, лупы, стекла, схемы-опоры, карточки с практическими заданиями, рисунки для самостоятельной работы.

Литература. Ротенбург Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья / Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 592 с.
Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. 1 том. – М.: «Советская энциклопедия», 1987 – 704 с.
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Тайны человека. – М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2000 – 400 с.

ХОД УРОКА

I. Психологический настрой.

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось!
Лучик теплый золотой
На урок возьмем с тобой.
Будет он нас согревать
И трудиться помогать.

II. Мотивация.

1. Беседа с целью мотивации.
- Сегодня на уроке «Окружающий мир» я предлагаю послушать притчу и подумать согласны ли вы с мудрецом.

М/у: звучит музыка

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного богатого»
- Вы согласны с высказыванием мудреца? Почему?
(Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать и учиться. Больному человеку не нужны ни богатства, ни слава. Мы должны следить за своим здоровьем, заботиться. А для этого быть внимательными  на уроках, чтобы получить знания о том, что и как делать для того, чтобы укреплять здоровье).

III. Актуализация знаний.

- Мы продолжаем изучать раздел «Мы и наше здоровье». На прошлом уроке из этого раздела  вы изучили тему «Органы чувств».
- Перечислите органы чувств? (глаза, уши, нос, язык, кожа)
- Какую роль играет в жизни человека каждый из них?
- Как нужно беречь органы чувств? (глаза, уши, нос, язык, кожу)
- Глаза, уши, нос, язык, кожа – это наши органы чувств. Они позволяют нам воспринимать окружающий мир, их нужно беречь.

IV. Сообщение темы урока, определение задач урока.

- Прочитайте тему урока (Надежная защита организма).
- Что является надежной защитой организма? (кожа)
- Да, разговор пойдет о коже.
- Подумайте какие задачи вам предстоит решить на уроке? На какие вопросы найти ответы?
М/у: прогнозирование задач, вопросов учащимися.
- А теперь посмотрите на вопросы, которые я сформулировала (на доске)
- Какое значение имеет кожа?
- Какими свойствами она обладает?
- Как нужно ухаживать за кожей?
- Какую первую помощь себе или товарищу необходимо оказывать при повреждениях кожи.
- Какие мы еще не назвали? (прочтите)
- Что будем делать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

  1. Опыты
  2. Читать учебник
  3. Слушать учителя и друг друга
  4. Делать самостоятельно выводы.

- Зачем у нас на уроке выставка книг? (Чтобы знать, где можно взять нужную информацию, пользоваться справочной литературой).

V. Изучение нового материала.
1. - Что вы знаете о коже?
М/у: уточнение и дополнение ответов учащихся.
Кожа защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары, холода, от болезнетворных бактерий. Это очень важный чувствительный орган, принимающий информацию от окружающего мира. Тепло и холод, прикосновение, сигнал тревоги, боль – все это мы ощущаем благодаря чувствительной функции кожи. Чтобы узнать её свойства мы проведем практическую исследовательскую работу

2. Практическая работа

- Работать будете вдвоем. У вас карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить с использованием стекол, луп, они тоже находятся на столах.
Карточки:
1. Рассмотрите кожу своей руки. Потрогай ее, потяни. Что ты можешь сказать о коже?
2. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?
3. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют.

3. Выводы и составление схемы.
М/у: фронтальная работа.

Кожа мягкая, гладкая, упругая, растягивается. На стекле осталось пятно жира. Значит кожа выделяет жир. На поверхности видны волоски и маленькие отверстия – поры. Через поры выделяются жир и пот. Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Так человеку легче переносить жару или выполнять тяжелую работу. Кроме того, с потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.

Говорят: “Баня – целебница”, после каждого похода в баню, получаешь заряд бодрости.

Что вы думаете по этому поводу?

  Ядреный и вместе с тем ласковый жар, которым славится хорошо приготовленная баня, открывает и тщательно прочищает все поры тела, удаляет грязь. Мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие, отмертвевшие клетки. Тем самым помогает рождению новых, растущих. Кожа после бани как бы молодеет. В горячей бане гибнут все болезнетворные микробы. Баня поднимает настроение, выходишь с улыбкой, с ощущением легкости, свежести, бодрости. Банный жар прогревает кожу, вызывает расслабленность.

- Кожа выделяет жир и пот. Но плохо, когда на коже скапливается их много.

- Как вы считаете почему?

4. Правила ухода за кожей.
М/у: работа в микрогруппах.

- Как нужно ухаживать за кожей? Составьте сами правила гигиены.

- Прочитайте в учебнике стр. 137 и найдите то, о чем еще не сказали.

- У известного поэта Ю.Тувима есть стихотворение. Ваша задача внимательно прослушать и

подумать почему поэт посвятил целое стихотворение гигиене.

М/у: читают заранее подготовленные три ученика.

Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какою водой:
Кипяченной, ключевой,
Из реки или колодца
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой
Потерпите – не беда!
И чернила, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним.
Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.

- Давайте послушаем ваше мнение о стихотворении.

Музыкальная физминутка.

5. Помощь при повреждениях кожи.

- Но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи. Какие повреждения кожи вы знаете? (ушиб, рана, ожог, солнечный ожог, обморожение).
- Сейчас мы с вами проведем конференцию. Делимся на 5 научных групп. Цель конференции – выяснить какую первую помощь можно оказать при повреждениях кожи.
Деление на группы.
М/у: дифференцированные задания для групп с учетом обучаемости.
- У каждого на руках фишки с определенным цветом. Вам необходимо сесть в группы по цвету – это специалисты по определенной теме. Каждой группе дается карточка, с названиями повреждений, в некоторых указаны вопросы, рисунки, опорные слова. Ваша задача – обсудить в вашей группе все, что касается данного повреждения. И через 5 минут выступить на нашей конференции с полным отчетом. Сами определите 2 человека или все понемногу будут говорить.

Карточка 1.
Раны. Зеленка, йод.
Какие бывают раны?
Чем их нужно обрабатывать?
Все ли раны нужно и можно перевязывать?

Карточка 2.
Солнечный ожог (рисунки по теме)
При каких обстоятельствах может возникнуть солнечный ожог?
Что делать при таком ожоге? (вспомни лето)

Карточка 3
Ожог.
Покраснение, холодная вода.

Карточка 4
Обмораживание.
Первая помощь.

Карточка 5.
Ушиб.
Первая помощь: холод.
Выступления детей. Остальные могут задавать вопросы.
Информация для уточнения рассказов детей.

Раны бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены бывают не только кожа, но и мышцы. В таких случаях нужно обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки надо смазать йодом или зеленкой, для того, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом.

Ушиб. При ушибе появляются синяк, покраснение, нужно приложить к ушибленному месту что-нибудь холодное, например тряпочку, смоченную водой или грелку с холодной водой.

Ожоги бывают разной степени. Сначала покраснение и припухлость кожи, могут появиться пузырьки и даже почернеть. Сразу нужно подставить обоженное место под струю холодной воды.

Солнечный ожог. Признаки: покраснение кожи, высокая температура, рвота, головная боль. Для снятия боли можно принять аспирин или парацетомол. Наложить на обоженный участок холодный компресс, постоянно менять его.

Обмораживание. В обмороженных местах кожа резко бледнеет. Эти места растирают сухой варежкой, платком или просто рукой до тех пор пока кожа не порозовеет. Растирать надо круговыми движениями. Если на улице не удалось отогреть обмороженное место, дома надо чуть теплой водой, осторожно вытереть и тепло укутать.

VI. Итог.

- На все ли вопросы урока мы ответили?

VII. Домашнее задание (по выбору детей).

- Какое вы бы хотели получить задание на дом? (ответы детей)
- Я предлагаю на выбор одно из этих заданий:
- ответить на вопросы задания «Проверь себя» с. 139;
- попробуйте найти интересный материал про кожные образования: ногти, волосы;
- составить памятку по уходу за кожей, можно представить в виде картинок;
- подобрать стихотворение к теме.

VIII. Рефлексия.

- Оцените важность для вас того, о чем говорили на уроке.
Зеленый жетон – жизненно важно
Синий – может пригодиться
Оранжевый – можно не знать.