Урок обучения грамоте по теме "Шипящие согласные звуки"

Разделы: Начальная школа


Цель

  • совершенствовать знания  звукобуквенной структуры слова.
  • формировать умения сравнивать произношения слов с их написанием.
  • развивать образное мышление, память.
  • учить сотрудничать.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

 II.    Разминка.  
1) Чтение слоговой таблицы.

- по лесенке с повышением и понижением голоса;
- с интонацией вопроса;
- с интонацией радости.

2). Найдите «лишнее» в каждом ряду. Почему так думаете?

  Назовите только буквы.

III.     Работа по теме урока.
1) – Читаем данные слоги и  запоминаем их. Как это сделать? Для этого превращаем слоги в слова. Запишите слова в тетрадях. Можно посоветоваться друг с другом. Например,
Лап… - (лапша, лапа)
Чуд… - (чудо, чудеса)
Гор… - (гора, горечь)
Лыж… - (лыжи, лыжня)
Све… - (свеча, свет)

Проверка. Дети закрывают тетради, находят и подчеркивают нужные слоги в таблице.

ТАК ЛИР ВИН ЛЫЖ СОЛ
КОМ ЧУД ТОП БАТ СВЕ
НАТ НИР ГОР ТИП КИЛ
БУМ ЛОС ДЕР ЛАП СОЛ

 2)  Наблюдение за сочетаниями жи – ши,  ча – ща.
-  А теперь, отгадаем загадки.

а) Вяжет мама длинный шарф,
            Потому что сын…

б)  Жу – жу – жу – жу
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
И звук [Ж] твержу.

Ж и р а ф
у к    

    в)     Я в мороз тебя согрею
Ты накинь меня скорее.
Саша шапкой … сшиб?

Ш у б а  
и ш к и

г)     Лес кругом стоит стеной,
Нелюдимый и глухой.

д)  Из горячего колодца
Через нос водица льется
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»

Ч а щ а    
а й н и к

е)      Ты в траве его ищи
Соберешь и сваришь щи

ж)     Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.

Щ а в е л

ь

у к а    

- Прочитайте еще раз отгадки. Как вы думаете, почему я выбрала эти слова? Что заметили? (Слова с шипящими согласными; [ж, ш] – всегда твердые, [ч, щ] – всегда мягкие­)
 - На какие  группы можно разделить эти слова? (1группа-слова с буквами ж, ш;    2 группа – с буквами ч, щ ).
- Как вы  представили эти слова?
         Например:  Жираф – вижу как на картинке.
Жук – слышу, как жужжит.
Шуба – трогаю,
Шишка – вижу, трогаю.
Чайник – трогаю.
Чаща – вижу.
Щука – чувствую вкус.
Щавель – чувствую вкус, кисло.
-  Письмо по памяти. Запишите слова, которые запомнили.
-  Проверка. Кто запомнил все 8 слов? (7?, 6?...) Воспроизведение 6 слов свидетельствует об удовлетворительном развитии слуховой памяти.
-  Cоставьте предложения с данными словами.

IV.  Физминутка

V.    Работа с букварем.
Рассматривание картины на странице 37. Какое слово обозначает  
первая картина? (Лук, кран, санки, еж, лампа). По последним буквам 
названий отгадайте слово. (Книжка)
- Запишите слово ёж в звуковом костюме. Ёж- [ й`ош] 2б., 3зв., 1 слог.

VI.    Итог.
- Что нового для себя узнали?     
- Что сегодня было самым интересным?

- Спасибо за урок. Поблагодарим  друг друга за совместную работу.