Урок чтения "Басни И.А. Крылова. "Чиж и голубь"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Дать понятие о басне, познакомить с историей её возникновения, баснописцами, развивать интерес к этому жанру, учить выразительному чтению басен, расширять понятие о человеческих пороках и достоинствах.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Михалкова;
  • - фотомонтаж писателей;
  • - выставка книг;
  • - иллюстрации;
  • - таблицы (2шт);
  • - слова на плакате;
  • - литературный календарь.

Ход урока:

  • Работа с литературным календарем
  • ( День рождения А.С. Пушкина, И.А. Крылова)

  • Вступительная беседа учителя
  • - Кто любит сказки?

    Вспомните любимые. Расскажите отрывок из нее. (2 чел.)

    - Кто любит стихи?

    Вспомните любимые. Расскажите четверостишие. (2 чел.)

    - Какие знаете литературные произведения?

    Таблица

    Произведения слова

    (Произведение)

    Будем таблицу дополнять.

  • Знакомство с новым материалом
  • - Послушайте в грамзаписи литературное произведение И.А. Крылова “Ворона и Лисица”.

    - На сказку похоже? Почему?

    - На стихотворение похоже? Почему?

    Это басня (отметить в таблице)

    - Что необычного заметили в басне?

    - Зачем пишут басни?

    - А как называются творцы слова, которые пишут замечательные произведения (писатели, поэты, прозаики, баснописцы)?

    Раздаю перфокарты.

    Творцы слова
    ФИО Поэт Писатель Баснописец Классик
    Л. Толстой     + +
    Н. Некрасов       +
    И. Крылов     + +

    Задание:

    - определить русских поэтов-классиков

    - определить русских баснописцев

    Проверка: - Кто русские поэты-классики?

    - Кто русские баснописцы?

    Таблица

    Рассказ учителя

    Басни возникли очень давно. Из всех произведений литературы самые первые. Жизнь подсказала создать их. Они учат людей, поучают их в интересной форме. Все это возникло от человеческого опыта, человеческой мудрости. Люди, которые сочиняли басни, были умны и мудры.

    Первым баснописцем считается Эзоп. Это раб, привезенный в Грецию. Его басни дошли до нас. Нет, он их не записывал, они передавались из уст в уста.

    Эзоп – мудр и умен.

    Был случай – спор.

    У хозяина Эзопа был праздник. Гости спорили о том, что может человек, что не может. Хозяин сказал, что человек не может выпить море.

    Эзоп говорит, может. “Я дарю тебе свободу, если ты это сделаешь.”

    Вся толпа двинулась к морю.

    - Ну что же пей.

    - Я выпью, если отделить от него реки, ручьи и все источники, которые впадают в него.

    Хозяин понял, что Эзоп обхитрил его.

    Дарит ему за ум свободу. Эзоп не принял её, потому что свобода была добыта хитростью.

    Рассказывать об Эзопе можно много удивительных историй.

    Физкультминутка для глаз.

    Вот басня. “Растолстевшая мышь”. Читает учитель.

    - Что за мудрость таится в этой басне? (жадность, обжорство)

    Эти истории или басни с греческого переводились на русский язык

    - И.А. Крыловым (стихи)

    - Л.Н. Толстым (проза)

    Современник – баснописец – С. Михалков.

    Это тот писатель, который написал “Дядю Степу”. О нем вы узнаете в старших классах.

    А сегодня – об И.А. Крылове.

    (На доске висит портрет И.А. Крылова)

    - Какие басни Крылова читали раньше?

    И.А. Крылова знают все. (иллюстрации к басням на доске)

    Его перу принадлежат свыше 200 басен. В своих баснях он отражает русский характер, передает мудрость русского.

    Сам человек в басне появляется редко. Он подразумевается в образах животных, растений. И.А. Крылов учит нас своими персонажами – достойными, благородными и отрицательными.

    Посмотрите как инсценируют дети басню “Лебедь, Рак и Щука”

    - В какой фразе заключается мудрость? (главный смысл)

    Мудр и умен И.А. Крылов.

    - Видите, даже вы, дети, знаете Крылова.

    Жил он в Петербурге. Там есть летний сад – где гуляют семьями. Изгородь сада украшена персонажами из его басен. И стоит там памятник великому русскому баснописцу. Летом и зимой лежат у подножья цветы. (показываю открытки “Летнего сада”)

    - Почему?

    - За что помнят его люди? (Басни Крылова учат правильно жить)

    Физкультминутка для мышц.

  • Знакомство с басней “Чиж и Голубь”
  • Раньше отлавливали птиц с помощью специальных клеток, в которых находился корм – приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями, (сделанные из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

    Сейчас мы узнаем о таком случае, о двух птицах – Чиже и Голубе.

    - Кто видел чижа?

    - Кто видел голубя? (читаю басню)

    - Ваше мнение? Кого жаль?

    - Как оцениваете поведение молодого голубя?

    Подготовка к вторичному восприятию.

    - Что означают слова?

    а).

    - Найдите в тексте фразы с этими словами.

    б). Читаем - губами

    1 2 3  

     

    на доске

    медленно и тихо быстро и тихо быстро и громко
    на

    про

    вел

    вели

    вели

    вели

    путать

    путаться

    путать

    путаться

    бедняжка

    в). Работа с оглавлением книги (Найти басню - в учебнике дети ищут нужную страницу по оглавлению).

    г). Чтение басни про себя.

    - Перед глазами карточка с заданиями для самостоятельной работы. Задания 1 и 3.

    Задание по вариантам

    1-вариант Почему чиж оказался в беде? Как он чувствовал в западне?

    2-вариант Что случилось с голубем? Как вел себя молодой голубь?

    Задание всем

    Прочитайте 8 стр.

  • Анализ произведения

- Что изменилось в положении героев басни?

- Кому сочувствует автор? А Ты?

Западня – Злодейка – Бедняжка

- Если бы человек поступил подобным образом, что вы о нем скажите?

- Давайте дадим характеристику голубя?

Вырисовывается табличка на доске

 А какие черты хотели бы видеть вы?

Осознание идеи.

- В каких строчках заключается главная мысль? (добро и зло)

Это мораль – краткий, четкий вывод, где называется порок и последствия.

Разберем схему добра и зла.

Физкультминутка для глаз.

Л.Н. Толстой “ Муравей и голубка”

Слушаем грамзапись. Сравните две басни.

Заключение.

Басня осталась в памяти людей и часто слова из нее стали произноситься, как будто так и надо.

Работа над афоризмами.

Я произношу:

- Не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй.

- Найти близкую по смыслу фразу из басни. (работа с учебником)

Работа над выразительностью.

а) Расставляем логические ударения карандашом.

б) Читаем вслух вместе. (чтение по ролям)

Задание:

Слова автора (показать отношение к героям).

Слова героев (передать их характер).

6. Домашнее задание

Выучить наизусть. Привести примеры из жизни, которые можно соотнести с этой басней.

ЗАДАНИЕ

  1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
  2. Попытайся представить прочитанное.
  3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
  4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.