Урок по информатике "Информация. Компьютер. Что может компьютер?"

Разделы: Информатика


Цель: знакомство с понятиями информации, компьютера, действиями с информацией.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием информации, обсудить действия, которые можно осуществлять с информацией, ввести определение компьютера, выяснить назначение компьютеров.
  2. Развивающая: развитие интереса к предмету.
  3. Воспитательная: воспитание дисциплинированности на уроке.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование: презентация, видеопроектор.

Ход урока

1. Здравствуйте, пятиклассники. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями информации, компьютера, также постараемся выяснить какие действия осуществляются с информацией и для чего служит компьютер.

2. – Как вы думаете, с изучением какого инструмента связано изучение информатики? (с изучением компьютера).

– В чём человеку помогают другие инструменты, например, топор, лопата? (их человек использует в физической работе).

– А в какой работе человеку помогают компьютеры? Почему компьютер называют “умной машиной”? (компьютер используется в умственной деятельности, он помогает вычислять, запоминать различные сведения, находить нужную информацию).

– Человек и компьютер по-разному выполняют умственные действия. В чём   заключается эта разница? (человек может действовать самостоятельно, а  компьютер только по заданию человека).

– Как вы думаете, что можно узнать и чему научиться на уроках информатики? (научиться пользоваться компьютером, изучить устройства компьютера и др.).

Подумайте и скажите, какое понятие лежит в основе названия предмета информатика? (информация).

– А как вы думаете, что такое информация? (сообщение, сведения). Информация – это знания, получаемые вами от учителя в школе, это сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач, это новости, которые вы слышите от людей и т.д. (приложение 1, слайд2).

Сейчас для того, чтобы выяснить, какие действия человек производит с информацией, мы поиграем в игру “Испорченный телефон”.

(Класс делится на 2 команды, каждая выстраивается в ряд).

а) Учитель первому в каждом ряду сообщает какую-либо новую информацию, а учащиеся быстро передают по ряду каждому шепотом на ушко так, чтобы остальные не слышали.

Последний в ряду сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной. Побеждает та команда, в которой информация была передана быстрее и без искажения.

Второе задание: одному из учащихся каждой команды нужно передать новую полученную информацию жестами.

Затем обсуждаются следующие вопросы:

– Какие действия с информацией вы сейчас совершали? (получали её и передавали).

– С помощью каких органов чувств вы получали информацию? (зрения и слуха).

– Какие органы чувств вы ещё знаете?

Вывод 1: человек способен получать информацию из окружающего мира при помощи органов чувств: зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания, но чаще через зрение и слух (приложение 1, слайд2).

– Приведите примеры того, как человек получает информацию с помощью этих органов чувств: вкуса, обоняния, осязания (учащиеся приводят примеры).

– С помощью какого органа чувств люди получают больше всего информации? (зрения)

– А всегда ли нужно полностью доверять своим глазам? Взгляните на следующие рисунки (обсуждение зрительных иллюзий), (приложение 1, слайд3,4,5,6).

3) – Как вы сегодня передавали информацию? (речью и жестами).

– Как ещё человек может передать информацию? (с помощью записей, рисунков).

– Подумайте, какие две основные функции выполняет мозг человека, работая с информацией? (запоминает её и обрабатывает). Попробуйте привести примеры из школьной жизни (заучивание таблицы умножения, исправление ошибок в тексте).

Вывод 2: Таким образом, человек осуществляет четыре основных действия при работе с информацией: (приложение 1, слайд7)

Компьютер, так же как и человек, получает информацию, хранит её, обрабатывает и передаёт (выводит). Так как компьютер может хранить, обрабатывать и передавать большое количество информации его называют универсальным устройством для хранения, преобразования и передачи информации (приложение 1, слайд7).

б) А сейчас поиграем в игру “Кто больше?”. Тем же командам нужно как можно больше дать ответов на вопрос для чего можно использовать компьютер? На подготовку даётся 2 минуты. Команда, которая даёт последний ответ – выигрывает. (Предполагаемые ответы: играть, рисовать, слушать и сочинять музыку, печатать, решать задания по математике и т.д.). Второе задание: обсудить люди каких профессий используют компьютер.

4) Что же означает слово “компьютер”? И как раньше проводили сложные расчёты? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте послушаем небольшую историческую справку (один из учащихся заранее готовит выступление), (приложение 2).

5) Сейчас нужно выполнить следующие задания (приложение 1, слайд8,9).

6) Обсуждение правил поведения в кабинете информатики.

7) – Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Что осталось непонятным?

Домашнее задание:

Прочитать материал в учебнике, подготовить ответы на вопросы:

а) Что такое информация? Что такое компьютер?

б) Какие органы чувств человека учувствуют в получении информации из окружающего нас мира?

в) Какие действия с информацией осуществляет компьютер?

г) Для чего служит компьютер?