Литература. 8-й класс. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

  • Раскрыть жизненную основу комедии;   объяснить природу гоголевского смеха;   понять обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке.
  • Развивать умение самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли.
  • Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.
  • Совершенствовать умение анализировать текст.
  • Приобщить учащихся к искусству слова.

Методы: информационный, частично-поисковый, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.

Оборудование:

  • Арм-учитель;
  • памятка “Как составить кластер”;
  • жетоны для оценивания ответов учащихся.

Ход урока

(Приложение № 1).

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы уже познакомились с героями пьесы Н.В. Гоголя “Ревизор”. Я много раз слышала и встречала в критической литературе выражение “бессмертная комедия” в отношении этой пьесы. Почему? Можно ли с этим согласиться?

(Ответы учащихся: В нашем краевом государственном театре им. М.Ю. Лермонтова в этом сезоне идет спектакль бессмертной комедии Н.В. Гоголя и т.д.)

Н.В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо иногда и сатирически изобразить его.

С какой целью он обращается к юмору и сатире?

Ответы учащихся: (Драматург создает портрет общества и показывает несовершенство человека, лишенного нравственного закона и т. д. )

Учитель: А какова история происхождения сюжета комедии “Ревизор” ?

Перед вами тест. Решите его, Ответ запишите на листах, которые у вас лежат на столах. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, а в конце урока мы подведем итог, Насколько вы были активны на уроке.

Слайд 2. Какой из вариантов происхождения сюжета комедии “Ревизор” верный:

А) придуман Гоголем;
Б) подарен автору А.С. Пушкиным;
В) взят из других источников (книг, газет).

(Вариант Б)

Кто из вас не ошибся в выборе ответа?

(Самопроверка: высветить ответ.)

Слайд 3. Учитель: Тема нашего урока: Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Чтобы лучше понять авторское отношение к героям пьесы, обратимся к словарю С.И. Ожегова “Словарь русского языка”

Слайд 4. Что обозначает слово …

Порок – предосудительный недостаток, позорящее свойство).

Чиновник – (государственный служащий, имеющий чин, служебное звание).

Разоблачать – (открыть, обнаружить.).

– Почему разоблачить нравственные пороки чиновничества было очень важно для автора комедии?

– Как это перекликается с идеей написания комедии?

(Ответы учащихся за ответ – жетон)

Слайд 5. Вывод: потому что Н.В. Гоголь хотел “собрать все дурное, какое только знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, за одним разом над всем посмеяться”.

Учитель: А какие черты не типичны для чиновников этого города?.

С этой целью выполните тест № 2, варианты ответов запишите на листе.

Слайд 6. Тест № 2 Отметьте черты характера не характерные для чиновников– персонажей комедии:

А) взяточничество;
Б) халатность;
В) страх перед начальством;
Г) глупость;
Д) гостеприимство;
Е) использование служебного положения в личных целях;
Ж) уважение;
З) добросовестность.

Самопроверка: ответ высвечивается. – (Д, Ж, З).

Кто из вас не ошибся в выборе ответа?

Поднимите руку. (Жетоны)

Слайд 7. Учитель: Гоголь считает, что “смех – единственное честное лицо в комедии”

Так ли это? “Действительно ли “смех – единственное честное лицо в комедии”?

Какую роль играет смех, в разоблачении пороков общества?

Слайд 8. Перед вами листы. Вам необходимо объединиться в группы и составить кластер. Подготовиться к его защите. Темы указаны на листе. (работает пять групп).

Время вашей работы подошло к концу. Пожалуйста, по очереди представьте ваши работы классу: называйте тему и ключевые слова, а затем, укажите слова, которые помогут вам ответить на наш проблемный вопрос. (Приложение 2)

Итак, 1-я тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

2-я тема тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

3-я тема – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

4-я – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

5-я – тема ответ учащегося, дополнения другой группы. (Проверка – гиперссылка).

Учитель: Подведем итог. Какие слова вы выделили и почему?

Слайд 9. Учитель: А теперь проведем небольшое исследовательскую работу на тему “Пороки чиновников – персонажей комедии”. Давайте с вами определим цель работы.

Цель работы:

  • Выяснить, какие пороки чиновников разоблачает автор в конкретных сценах.
  • Подтвердить свой ответ примерами.
  • Время на выполнение работы – 3 мин.
  • По истечении времени заслушаем отчет о проведенном исследовании.

Слайд 10. Учитель: Ваши исследования готовы, но прежде, чем вы начнете представлять результаты своего исследования, я предлагаю вам познакомиться с двумя высказываниями по поводу содержания комедии.

Почему император Николай 1 так отозвался о пьесе? (Версии учащихся).

Заслушиваются результаты исследования учащихся.

Слайд 11. Какие же пороки разоблачал Гоголь в своей комедии?

Итог урока.

Учитель: Теперь нам осталось подвести итог урока:

Сопоставьте замысел автора и его воплощение. Что удалось драматургу?

Существуют ли в наше время указанные пороки ?

Слайд 12.

Рефлексия: Продолжите предложения:

Я понял, что…
Я понял, что смех…
Меня заставило задуматься…

Учитель: А теперь поднимите свои жетончики, оцените свою активность на уроке.

Спасибо за активную работу на уроке.

Домашнее задание: сочинение.

Литература: Н. В. Гоголь. “Ревизор”. М. “Детская литература”,1979. Вступ. Статья Вл. Филиппова.