Цели урока: выяснить какие законы в Российской Федерации регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы обучения:
- По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: наглядные (презентация) и практические (выполнение практической работы);
- По логике передачи и восприятия информации: дедуктивные;
- По степени управления учебной работой: под руководством учителя и самостоятельная работа учащихся.
Формы работы:
- Объяснение учителя;
- Практическая работа (анализ статистических материалов) при помощи программы MS Excel;
- Сообщения учащихся по опережающим заданиям о первых российских заповедниках.
Оборудование: Конституция Российской Федерации, распечатки статей Федерального закона “Об особоохраняемых природных территориях”, и закона “О животном мире”, мультимедиаоборудование.
Ход урока
I. Изучение нового материала:
Формы работы: Объяснение учителя о первых законах, об охране животного мира, с демонстрацией презентации.
1. Законы об охране природы.
1919–1920 г.г. Опубликованы декреты, определявшие общие условия охоты, охраны и воспроизводства промысловых зверей и птиц.
1921 г. декрет “Об охране памятников природы, садов, парков”.
По этим декретам были созданы заповедники.
Формы работы: Сообщения учащихся по опережающим заданиям: о первых российских заповедниках.
1. АСТРАХАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в приморской части дельты Волги, на территории Астраханской области России. Площадь около 67 тыс. га — состоит из трех участков. Ландшафты заповедника представляют собой классический образец дельты крупной равнинной реки. В дельте Волги выделяют 10 природных зон; в границах заповедника — 5.
2. ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в Челябинской области, в восточных предгорьях Южного Урала (Ильменские горы), близ Миасса. Заповедник основан как минералогический (около 200 видов минералов), в 1935 году преобразован в комплексный. Площадь 30380 га.
3. БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК (Баргузинский биосферный заповедник), расположен в Бурятии на северо-восточном побережье Байкала и западных склонах Баргузинского хребта. Площадь 374,3 тыс. га; заповедна также трехкилометровая полоса акватории озера Байкал площадью 150 тыс. га. Территория заповедника отнесена к объектам Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Формы работы: Беседа учителя о Конституции Российской Федерации, учащиеся находят и зачитывают статьи 9 и 58 Конституции.
В основе законов Российской Федерации, регламентирующих охрану животного мира, лежит Конституция Российской Федерации. Которая была официально одобрена 12 декабря 1993 года на всеобщем референдуме:
Статья 9.
- Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
- Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Формы работы: Рассказ учителя о Федеральных законах “О животном мире” и “Об особоохраняемых природных территориях”, в которых заложены основы правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания:
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Федеральный закон “Об особоохраняемых природных территориях” регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
2. Мониторинг.
Формы работы: Краткое объяснение учителя понятия мониторинг.
МОНИТОРИНГ, наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. д., получаемых с космических аппаратов, а также путем сбора данных с наземных и морских станций. Космический мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем. Служба мониторинга создана во многих странах; 1988 организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП).
Все собранные данные по численности животных собираются и обрабатываются в управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Статья 15 Федерального закона “О животном мире”: Государственный мониторинг объектов животного мира.
Государственный мониторинг объектов животного мира – система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.
Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается Правительством Российской Федерации.
Формы работы: Демонстрация одного из методов мониторинга за животными на примере метода пробных площадок (метод используется для подсчёта численности животных).
Подсчитаем количество следов косули на небольших участках (площадках), и затем подсчитаем численность на территории всего Партизанского района.
Мы выберем 3 площадки:
- В северной части района, около села Крестьянск.
- В южной части района, недалеко от посёлка Мана.
- В юго-восточной части района, Юльевский прииск.
Площадки все одинакового размера 5 на 5 километров.
Плошадка |
с. Крестьянск |
п. Мана |
Прииск Юльевский |
Количество, шт |
0 |
3 |
7 |
Площадь территории Партизанского района 5000 км2.
Среднее число особей косули 3,3 шт., на 25 км2. А на территории всего района число особей косули 660 шт.
3. Практическая работа учащихся.
Формы работы: Практическая работа учащихся по анализу статистических материалов.
Рассмотрим и проанализируем динамику запасов охотничье-промысловых животных на территории Партизанского района, Красноярского края.
Динамика запасов основных видов охотничье-промысловых животных на территории Партизанского района Красноярского края.
№ |
ВИД |
ЧИСЛЕННОСТЬ (КОЛИЧЕСТВО ОСОБЕЙ) |
||||||
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2005 |
2006 |
||
1. |
БЕЛКА |
657 |
3549 |
6066 |
4792 |
5539 |
4531 |
9250 |
2. |
ВОЛК |
30 |
27 |
20 |
12 |
32 |
16 |
22 |
3. |
ЗАЯЦ – БЕЛЯК |
521 |
599 |
191 |
169 |
828 |
712 |
1003 |
4. |
ЗАЯЦ – РУСАК |
124 |
90 |
273 |
188 |
223 |
111 |
150 |
5. |
КОЛОНОК |
139 |
109 |
920 |
288 |
233 |
357 |
457 |
6. |
КОСУЛЯ |
625 |
608 |
228 |
82 |
893 |
396 |
241 |
7. |
ЛИСИЦА |
83 |
86 |
120 |
46 |
254 |
90 |
113 |
8. |
ЛОСЬ |
123 |
127 |
33 |
33 |
214 |
58 |
57 |
9. |
МАРАЛ |
243 |
262 |
225 |
84 |
392 |
295 |
217 |
10. |
РОСОМАХА |
5 |
4 |
7 |
2 |
11 |
9 |
6 |
11. |
РЫСЬ |
14 |
11 |
7 |
5 |
11 |
9 |
6 |
12. |
СОБОЛЬ |
424 |
312 |
490 |
353 |
1024 |
483 |
1409 |
13. |
КАБАРГА |
144 |
153 |
105 |
39 |
243 |
146 |
266 |
14. |
ГЛУХАРЬ |
– |
9410 |
2267 |
724 |
3879 |
1438 |
3082 |
15. |
РЯБЧИК |
– |
2480 |
5754 |
1893 |
8390 |
4036 |
9966 |
16. |
ТЕТЕРЕВ |
– |
955 |
4010 |
1161 |
2223 |
2726 |
1123 |
Разделим класс на 3 группы:
Первая группа рассматривает динамику численности боровой дичи, вторая группа рассматривает динамику хищных и пушных зверей, третья динамику численности копытных.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы учащимися:
- На рабочем столе откройте папку био7, откройте файл MS Excel Пр7 – 11.
- Из таблицы “Динамика запасов охотничье-промысловых животных на территории Партизанского района, Красноярского края” данные о своей группе животных занесите в таблицы.
- Выделить столбцы таблицы, содержащие данные. Запустите “Мастер диаграмм”.
- На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” в списке “Тип” – “Стандартные” выбрать “Гистограмма”. В окне “Вид” выбрать “Обычная гистограмма”. Щёлкнуть кнопку “Далее”.
- На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” на вкладке “Диапазон данных” щёлкнуть кнопку “Далее”.
- На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” щёлкнуть кнопку “Далее”.
- На появившейся диалоговой панели “Мастер диаграмм” на вкладке “Диапазон данных” щёлкнуть кнопку “Готово”. В результате на листе с данными получим гистограмму.
- Повторить шаги с 1 по 7 для каждого из животных.
- Обсудите полученные результаты, сделайте выводы.
- Сохраните полученные результаты под именем АВС (где АВС – ваши инициалы).
4. Заключительная часть урока.
Каждая группа демонстрирует полученные графики и знакомит учащихся со своими выводами:
- Численность боровой дичи постоянно изменяется.
Так численность глухарей в 2002 году 724 особи – это самый низкий показатель, за период наблюдения. Максимальное число в 2000 году – 9410 особей. На начало 2006 года число глухарей снизилось почти в 3 раза и их насчитывается 3082 особи.
Количество рябчиков меньше всего было в 2002 году – 1893особи. На начало 2006 года их насчитывается 9966 особи, что больше, чем в 2002 году более чем в 5 раз.
Тетеревов в 2000 году было 955 особей, а в2001 году численность увеличилась до 4010 особей – это максимальная численность за время наблюдения. На начало 2006 года 1123 особи.
- Численность хищных и пушных зверей меняется следующим образом.
Белка: В 1998 году насчитывалось 657 особей – это минимальная численность за период наблюдения. Через 2 года их численность возрастает в 5,5 раз и составляет 3549 особей. Затем через год численность ещё возрастает почти в 2 раза. А в2002 году упала до 4792 особей. 2006 год– это максимум численности 9250 особей.
Рысь: Самое наименьшее число особей 5, в 2002 году. Максимальное число особей 14 в 1998 году. В 2006 году их насчитывается 6.
Лисица: Самое наибольшее число особей было в 2003 году – 254 особи. Самое меньшее в 1998 году – 83. В 2006 их насчитывается 113 особи.
Соболь: В 2003 году было насчитано 1024 особи, в 2006 году их было уже больше 1409 особей, наименьшее число – 312 особи в 2000 году.
- После анализа запасов копытных на территории района пришли к выводу:
Косуля: Наименьшая численность в 2002 году – 82 особи, максимальная в 2003 – 893. На начало 2006 года насчитывается 241 особь.
Лось: Максимальная численность особей в 2003 году – 214, минимальная в 2001 и 2002 – 33. В 2006 году 57 особей.
Марал: На начало 2006 года насчитывается 217 особей. Минимальная численность особей 84 насчитывалась в 2002 году, максимальная в 2003 – 392 особи.
Кабарга: Минимальная численность особей 39 насчитывалась в 2002 году, максимальная в 2006 – 266 особей.
II. Закрепление изученного материала.
Домашнее задание: § 59.