Круговое ткачество салфеток по шаблону

Разделы: Технология


Методическая рекомендация по теме «Круговое ткачество салфеток по шаблону» создана по материалам программы школы «Родники творчества» открытой при  Черкесском Дворце Детского творчества им Ю.Гагарина, с использованием личных разработок автора.

Рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, а также может быть использована в общеобразовательных школах на уроках технологии или детьми 8 – 12 лет для самостоятельной работы по теме «Ткачество».

Данная рекомендация призвана познакомить педагогов и учащихся с элементом народного творчества – ручным ткачеством, обратить их внимание на историю развития этого вида рукоделия, заинтересовать детей и взрослых не сложным, но интересным в исполнении, полезным в быту изделием  - салфеткой тканой по шаблону, популяризировать забытые ремесла.

Зарождение ткачества

Ткачество – одно из самых древних ремёсел на земле. Оно настолько распространено, что порой мы не замечаем, как тесно человек связан с этим ремеслом. Это и обычная повседневная одежда – продукт ткацкого производства, и ковры, гобелены, украшающие окружающий нас интерьер; некоторые образцы ткацкого ремесла являются произведением искусства.

Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий. В процессе развития ткачества каждая эпоха вносила существенные изменения и в технологию, и в функциональное значение текстильного изделия. Изменялась не только технология изготовления ткани, но и исходное сырье. Первоначально в его качестве выступали дикорастущие растения с сильно развитыми лубяными волокнами - крапива, конопля, осока. В период средней бронзы их потеснила шерсть, так как прядение шерсти позволяло получать нити неограниченной длины.

Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой.
В крестьянской семье все работы, связанные с прядением и ткачеством, от выращивания льна и до отбеливания готовых холстов занимались только девушки и замужние женщины. Девочке в колыбель клали детскую прялку для того, чтобы она легко приобщалась к прядению. С 5-6 лет девочку начинали учить прясть, помогать выращивать и обрабатывать лен, так что ко времени замужества она становилась искусной пряхой и ткачихой. Свое мастерство девушка могла показать на посиделках, куда приглашались и парни. К этому времени у нее уже был готов сундук с приданым: до 100 полотенец, большого количества скатертей, простыней, одежды.

Крестьянской семье было необходимо большое количество ткани. Из нее шили одежду, постельное белье, скатерти, полотенца. Ткань шла для приданого дочерям, на продажу, на вклады в церковь, тканью расплачивались с пастухами, и т.п.
Защитницей женщин, распорядительницей браков, покровительницей дома и женских занятий, в том числе прядения и ткачества - была св. Параскева Пятница.
Существовало такое понятие, как "обыденная новина" - ткань, сотканная за ночь. Обыденные ткани ткачихи делали для защиты своей семьи, села от эпидемий, от засухи, града, в знак сопротивления "нечистой силе". Женщины села до восхода солнца собирались вместе в одной избе, приносили кудель, пряли нити, сновали основу и ткали полотенце, сохраняя полное молчание. Когда полотенце было готово, его обносили вокруг села, далее служили молебен и жертвовали полотенце церкви или сжигали. Магическую силу полотенце приобретало благодаря быстроте и полной завершенности производства ткачества полотенца, как модель процесса создания мира.

Круговое плетение (лучевое ткачество)

Необычная техника получила название по принципу натягивания нитей основы. Прием этот известен с древности. Лучеобразные нити основы пересекаются в центре круга или выходят из одной точки. Уток пересекает нити основы по кругу. В зависимости от толщины материала варьируется расстояние между нитями основы.

Приспособления:
Круглый шаблон
В настоящее время эти приспособления продаются в магазине и выполнены они из пластмассы, в комплект входит круглый шаблон, состоящий из основания, пластмассовой шайбы и 24 штырьков. Штырьки при работе вставляются в отверстия шаблона, которые располагаются по окружности с радиусами от 4-5,5 см, 7 см и 10 см. Отверстия пронумеровывают против часовой стрелки от 1 до 12  или от 1 до 24.
Данное приспособление можно без проблем изготовить из дерева дома. Для этого вам следует иметь чертеж доски основания — квадрат и круглый диск, сделанный отдельно. На диске высверливают отверстия по размеру штифтов. Штифты располагают по кругу.  При этом варианте изготовления шаблона количество отверстий для штифтов может быть больше, это расширяет диапазон перевива нитей.

Четырехугольный шаблон
Шаблон может иметь форму квадрата состоящего квадратной рамки необходимого размера.   По периметру рамки располагают штыри через каждые   2 см.. Количество отверстий и штырей может быть увеличено до семи штук на каждой стороне шаблона.

Инструменты:
Иглы
Перевив внутренних нитей, намотанных на шаблон, закрепляется различными способами при помощи иглы и нити. Игла для переплетения нитей мотивов имеет специальную форму — она очень длинная, с одинаковой толщиной по всей длине и большим ушком для вдевания толстых нитей пряжи. Можно использовать и цыганскую  иглу — эти иголки имеют продолговатое ушко.
Ножницы
Для подрезания кончиков рабочей нити необходимы острые ножницы средней величины.  
Материалы: 
Пряжа 
В магазинах можно найти бесчисленное множество видов пряжи для плетения. Различные по толщине и фактуре нити позволяют современным рукодельницам создавать большое количество вариантов плетения одного и того же узора за счет его выполнения разными нитями. Основу из шерсти или полушерсти лучше взять светлого, спокойного цвета и потолще (двунитку). Нити для ткачества должны быть хорошо крученные иначе во время работы нить расслаивается и рвется.  Иногда используется два вида нитей —   основу выполняют нитью одного цвета, а выполняют рисунок второй нитью контрастного цвета.
Натягивание нитей на шаблоне

Основу натягиваем так, что бы нити ни провисали при работе. Количество нитей основы (по периметру) должно быть нечетным. Для этого любые две нити основы возьмем как одну.
Ткание салфетки по шаблону
Натянутые  на  шаблон  нити  связываем в центре рабочей нитью и начинаем ткачество этой  же  нитью  от  центра.  Особое внимание необходимо для правильного выполнения ткачества в первых двух рядах. Уточную нить проводим иглой, последовательно переплетая долевые нити, начиная от центра. Работаем в технике репса или полотняного переплетения (рис 2). Концы уточной нити зарабатываем внутрь плетения. Уток нельзя сильно натягивать иначе салфетка приобретает чашеобразную форму. Если в очередном ряду уток попадает в один и тот же зев, значит надо вернуться назад, найти и исправить ошибку в переплетении, особенно это важно при создании рисунков, где любая ошибка может испортить внешний вид рисунка. Интересна возможность создавать самобытные узоры за счет переплетения нитей разных цветов контрастной окраски: круги разной ширины, спиралька (рис 3),  лучики,  столбики  и т.д.       (рис 4). А также при перемене способов оплетения долевых нитей: прямое плетение, плетение двумя нитями с перевивом.
Заканчивая салфетку, делаем плетенку долевыми нитями или простую обвивку по краю. Все концы выступающих нитей подрезаются под основание салфетки.

 

Влажно – тепловая обработка салфетки
Для придания формы готовой салфетке ее необходимо отпарить при этом пряжа дает небольшую усадку, салфетка приобретает вид тканого изделия.

Использование изделия
Готовое изделие можно применять как салфетку для чайного стола. Или в сервировке обеденного стола как подставку под тарелки для первых и вторых блюд.
Для закрепления навыков рекомендуется выполнить ткачество дорожной сумки с использованием самых разнообразных форм шаблонов. Технологическая последовательность соблюдается такая же, как и в предложенной вашему вниманию салфетке.