Тема: Закрепление вычислительных навыков в пределах 10.
Цели:
- совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10 отрабатывать знание состава числа в пределах 10; закрепить умение решать задачи;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- воспитывать интерес к математике, положительную мотивацию к учению; взаимовыручку, заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
- рисунки с изображением яблони, печки, речки, избушки, лебедей, девочки, мальчика к сказке «Гуси-лебеди»;
- предметные картинки: яблоки с примерами, рыбки, бревнышки к мосту;
- карточки с изображением цифр 1 – 10, с обратной стороны буквы: гуси-лебеди;
- пособие с изображением геометрических фигур;
- корзина;
- ребусы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
– Ребята, кто из вас любит сказки? Все? Я так и
думала. Сегодня я приглашаю вас в одну из них. Как
вы думаете, это будет простая сказка или
математическая? Конечно, математическая, ведь у
нас урок математики.
– Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем надо
поставить цифры по порядку от 1 до 10.
III. Работа с нумерацией чисел в пределах 10
– Какое число при счете называют первым?
– Какое число при счете называют последним?
– Назовите «соседей» числа 6, 9?
– Назовите число, которое следует за числом 3, 7?
– Назовите число, которое стоит перед числом 5, 2?
– Назвать числа через 1, начиная с 1, с 2 (хором).
Переворачиваю цифры, читаем название сказки «Гуси-лебеди».
IV. Постановка темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы будем считать, сравнивать, решать задачи. Но ведь мы с вами в сказке. Помните, как гуси – лебеди унесли братца? Побежала девочка искать его. У кого она просила помощи? (печка, речка, яблоня) Но, прежде чем помочь девочке, они просили ее исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, торопится, ей трудно эти задания выполнять. А нас много. Сколько нас? Давайте посчитаемся.
Счет «цепочкой» (1 – 16)
– Чтобы помочь детям спастись от гусей – лебедей и Бабы Яги, нужно:
- правильно и быстро выполнять задания;
- не допускать ошибок;
- а главное, быть очень внимательным. Готовы?
Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело!
V. Устный счет
– Итак, отправляемся в путь. Закройте глазки. Представьте себе, что перед нами дремучий лес. Представили? Откройте глаза. Чтобы не было страшно в этом дремучем лесу и не было скучно идти по лесу, давайте решать веселые задачки.
1. Задачи:
У пенечка 2 грибочка,
И под елкой 5,
Сколько будет всех грибочков
Надо посчитать. (5 + 2 = 7)
Саша с Колей рыб удили
9 рыбок наловили.
Котик к рыбкам подобрался
Одну схватил он и умчался.
Сосчитайте-ка, дети, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей? (9 – 1 = 8)
2. Состав числа 6.
– Бросилась девочка догонять Гусей-лебедей. Бежала-бежала, увидела Яблоньку (ставлю). «Яблоня, матушка, скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?» «Выполни мое задание, скажу!»
– Давайте, ребята, выручать Аленушку.
Задание: Соберите с яблони только те яблоки, на
которых ответ равен 6. (6 учеников выходят к
доске, снимают яблоки, кладут в корзину)
(4 + 2) (3 + 3) (9 – 3)
(5 + 1) (8 – 2) (7 – 1)
Физкультминутка
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой,
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад, в гнездо кладем.
– Как вы думаете, помогли мы птенчику?
– Как мы зимой помогаем птицам?
3. Геометрический материал
– Побежала девочка дальше. Стоит перед ней Печка (ставлю). «Печка, матушка, скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?» «Выполни мое задание, скажу!» Поможем девочке выполнить задание Печки? Посмотрите, какие пирожки испекла Печка.
Задание: На какие геометрические фигуры похожи пирожки? Один пирожок упал. Какой? Почему квадрат?
4. Увеличение числа на 3.
– Дальше бежит девочка. Течет на ее пути Молочная речка в кисельных берегах. «Молочная речка, кисельные берега, скажи, пожалуйста, куда Гуси-лебеди полетели?» «Выполни мое задание, скажу!» Давайте, ребята, снова поможем Аленушке.
Задание: Увеличить каждое число на 3. Рыбки запутались в сетях, нужно помочь им (рыбки с цифрами 5, 2, 4, 7, 3).
5. Задания на смекалку.
– Долго бегала девочка по полям, по лесам. Вдруг видит: стоит избушка на курьих ножках. На крыше ее сидят Гуси-лебеди.
Задание: 1. Сколько Гусей-лебедей сидят
на крыше избушки? – 3. (Из-под крыши избушки
видны три пары гусиных лап)
2. А в избушке Баба Яга братцу Иванушке хитрые
вопросы задает, на сообразительность и
находчивость его проверяет. А вы хотите помочь
Иванушке? Отгадайте ребусы: 7Я, ПО2Л, С3Ж.
VI. Работа над пройденным материалом
1. Отвернулась Баба Яга, девочка подхватила брата на руки и побежала. Баба Яга за ними в погоню Гусей-лебедей отправила. Сестра с братом добежала до молочной реки. «Речка, матушка, спрячь нас, пожалуйста». «Постройте через речку мост, спрячу!»
Задание: Решив правильно примеры на бревнах, построить мост и перейти на другой берег. (Коллективная работа – к доске выходят 4 ученика, записывают примеры, остальные в тетрадях).
– Наконец-то мост построен, можно и отдохнуть.
Физкультминутка «Рыбки»
Рыбки плавали, резвились
В чистой тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке!
2. Самостоятельная работа.
– Гуси-лебеди пролетели мимо. А девочка с
братцем опять побежали. А Гуси-лебеди догоняют,
того и гляди братца из рук вырвут. А вот и печка.
«Печка, матушка, спрячь нас, пожалуйста». «Реши
примеры, спрячу!» (Учебник – стр. 23 № 12,
поставить +, –. Проверка: ответы записаны на
доске.)
3. Решение задачи.
– Пролетели Гуси-лебеди мимо, не заметили детей. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. А Гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. А вот и Яблонька. «Яблонька, матушка, спрячь меня!» «Реши задачу, спрячу!»
Задача: На яблоне висело 10 яблок, 3 яблока созрели и упали. Сколько яблок осталось на яблоне?
Разбор задачи:
– Сколько яблок висело на дереве?
– Сколько яблок упало?
– Что надо узнать в задаче?
– Когда 3 яблока упало, осталось на дереве больше
или меньше?
– Каким действием ответим на вопрос задачи?
Запись решения задачи в тетрадях самостоятельно.
1. 10 – 3 = 7 (яб.) Ответ: 7 яблок.
Проверка решения задачи. (Ученик у доски)
– Кто решил так же?
– Заслонила яблоня детей ветвями. Гуси-лебеди
полетали, полетали, покричали, покричали и ни с
чем к Бабе Яге вернулись.
VII. Итог урока
– Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь
героям сказки?
– Как мы помогли им? (Решали примеры, задачи,
отгадывали ребусы)
– Конечно, вы хорошо работали на уроке. Быстро
считали, правильно выполнили все задания.
Молодцы!
– А Аленушка с братом Иванушкой возвратились
домой к родителям.
– Наше путешествие подошло к концу. Никто не
отстал, не потерялся в лесу? Давайте посчитаемся.
Счет «цепочкой» (1 – 16)
– Все на месте!
VIII. Рефлексия
– Кому понравилось наше путешествие? (Поднять
большой палец вверх)
– Кому не понравилось? (Палец вниз)
– Кому из вас, ребята, было легко выполнить
задания? (Нарисуйте желтый шарик в тетради)
– Кому трудно? (Зеленый шарик)