Формирование социального мира дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами сказкотерапии

Разделы: Работа с родителями


Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю, культуру своего народа, свое место и место своих детей в окружающем мире. В системе дошкольного образования большое место отводится формированию социальных отношений дошкольников. Проблема данной темы многократно возрастает при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, усиливаясь необходимой адаптивностью к условиям современной социальной среды. Ведь именно эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми является важнейшим условием полноценного развития ребенка, его адекватного поведения, комфортного самоощущения, позитивной самооценки. В этом и заключается актуальность данной темы.

Проблеме формирования социального развития детей уделялось большое внимание в работах известных советских и российских ученых, педагогов и психологов: Л.С. Выготский ("Проблема культурного развития ребенка"), С.Я. Рубинштейн ("Процесс естественного и социального развития человека"), П.Я. Гальперин ("Проблема соотношения биологического и социального в развитии ребенка"), С.А. Козлова ("Приобщение ребенка к социальному миру"), И.Ф. Мулько ("Развитее представлений о человеке в истории и культуре").

Результатами работы в сфере формирования социального мира дошкольников считаем возможности многогранного, интересного, доходчивого знакомства детей с проблемами социальных отношений ребенка с окружающим миром, обогащение их представлений о природе, технике, труде, быте, культуре, воспитание умения соотносить полученные знания с личным опытом.

В достижении поставленной цели и прогнозируемого результата нам помогает большой арсенал дидактических средств, методических приемов и форм организации с учетом возрастных особенностей детей: дидактические развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры-эксперименты, художественное слово, проблемные ситуации, работа со схемами и моделями, использование средств сказкотерапии. Именно сказкотерапии в своей работе мы уделяем большое внимание. Ведущей деятельностью дошкольников является игра. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата она часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Дети демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано не только биологическими факторами, но и недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, отсутствием творческого воображения, нарушением речи, низким уровнем эмоционально-волевой сферы. Справиться с этими проблемами помогает сказка. В сказке персонажи делятся на положительных и отрицательных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние. Сказка служит для детей первым уроком нравственности и морали, по которым живут люди. Здесь добро побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятия жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Работа над содержанием сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее интонационной выразительности. Правильное определение местоположения в процессе театрализации развивает ориентировку в пространстве, моторику, активизирует общую двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц, поговорок развивает логику, умение правильно оценивать ситуацию. Заучивание частушек и закличек способствует развитию чувства юмора. Работа по сказкотерапии располагает большими возможностями по разнообразию форм организации и сочетанию различных видов деятельности, в том числе в виде комплексных коррекционных занятий (Материал конспектов представлен ниже).

Результатами нашей работы является: улучшение межличностных отношений между детьми, обогащение личного опыта в социальной сфере, повышение самооценки, обогащение словаря, умение применять полученные знания на практике.

Проблемами и трудностями в работе является специфический контингент воспитанников: для формирования знаний, умений, навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требуется более продолжительное время, многократные повторения, необходимая коррекционная направленность занятий.

ЛИТЕРАТУРА.

  • Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М: Просвещение, 1992.
  • Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: Творческий центр, 2004.
  • Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2000.
  • Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории культуры. – М: Творческий центр, 2004.
  • Погосова Н.М. Погружение в сказку: сказкотерапевтические программы. – СПб.: Речь, 2006.
  • Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
    дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Комплексное занятие по ознакомлению с устным народным творчеством и развитию речи в подготовительной к школе группе

Тема: Русская народная сказка «Лиса и Козёл».

Цель: знакомство детей с устным народным творчеством, как частью общей русской культуры.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества.
  • Расширить и систематизировать знания детей об особенностях композиции сказок, учить делить произведение на части, озаглавливать, выделять ядерный смысл каждой части.
  • Помочь детям сформировать мотивированную оценку характера персонажей.
  • Подвести детей к пониманию фразеологизмов, образных выражений. Активизировать их употребление в речи.
  • Развивать эмпатийные способности детей средствами пантомимики (коррекционная работа).
  • Способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности, формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

Ребёнок читает закличку:

Заходи, честной народ
Нас сегодня сказка ждёт
Садитесь удобно
Чувствуйте себя свободно
А нам пора начинать
К делу приступать

Дети заходят и садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята садитесь рядком, поговорим ладком. Сегодня у нас снова встреча со сказкой.
А что же такое сказка? Сказка это произведение, в котором происходят невероятные события и необыкновенные истории. Назовите, какие? (Чудеса, волшебство, превращения и тому подобное)

Обобщение ответов детей: Правильно, в сказках происходит всё то, что не может быть в жизни.
– Вы знаете, что сказки бывают разные и делятся на жанры.
– Назовите жанры сказок. (Волшебные, бытовые, народные, литературные)
– Молодцы, правильно.
– Послушайте музыку, она поможет нам определить жанр нашей сказки.

Дети говорят, что звучала народная мелодия, значит и сказка будет народная.
Показ иллюстрации. Вспомните, к какой сказке эта картина.
Дети называют.

Воспитатель: О чём эта сказка? Поговорим о главных героях. Как описана лиса в сказке?

Дети описывают вначале внешность лисы, затем её характер.

Пантомимический этюд «Хитрость»

Ребята изобразите хитрую лисичку.
– А каким был описан козёл в сказке? (Дети описывают вначале внешность козла, затем его характер)

Пантомимический этюд «Глупость»

– Ребята изобразите глупенького козла.
– В сказке есть красивые слова. Вспомним их. Послушайте, какое интересное слово «горюет». Что это значит? А что означают выражения:

  • «Лиса зазевалась на ворон»
  • «Хозяин хватился козла»
  • «Хозяин насилу нашёл козла»

Сказку можно рассказать по картине, по памяти, а можно и по схеме.
Схема это картина составленная из символов. Давайте составим нашу схему:
Воспитатель вызывает детей, которые отбирают подходящие символы и составляют схему на фланелеграфе.
Воспитатель предлагает по готовой схеме рассказать сказку по частям.

– Чтобы правильно рассказать, надо знать, что происходило вначале, в середине и в конце сказки.
1 часть – начало – в русской н.с. называется зачином. Кто хочет рассказать зачин? И не забывайте употреблять красивые слова и выражения, которые мы разобрали. Ребёнок рассказывает.
Придумайте название к зачину. Аналогичная работа с серединой и концовкой сказки.

Физпауза

Воспитатель: Сказка это один из жанров УНТ. Почему так говорят «устного»? А вот почему: старинное слово «Уста» означает рот, губы. Народные сказки не читали из книжек, а рассказывали:– ваши бабушки – вашим мамам, ваши мамы – вам, придёт время, и вы расскажите их своим детям и внукам. Вот так из уст в уста передаётся УНТ.
Сказка – это большое произведение. А есть и короткие, меткие, мудрые народные изречения. Как они называются (поговорки, пословицы) Назовите пословицы и поговорки, которые подойдут к нашей сказке.

Воспитатель: А теперь внимательно послушайте что я расскажу. « За деревьями, за кустами промелькнуло быстрое пламя, промелькнуло, пробежало – нет ни дыма, ни пожара.» Что я рассказала? (Загадка о лисе) Правильно – это загадка. В загадке не называют того, о ком или о чём идёт речь. Нужно отгадать. Загадайте загадки о лисе.

Раздаётся стук в дверь – пришёл Козёл.

Воспитатель: Мне кажется – козёл горюет. Что случилось?

Козёл: Я слышал, что дети загадывали много загадок о лисе, а обо мне ни одной.

Воспитатель: Ребята давайте мы сами составим загадку про козла, чтобы он не горевал. Для этого нам будут нужны карточки-модели. (Составляют по моделям загадку). Кто сможет загадать загадку полностью?

Воспитатель: Ну что, уважаемый козёл, понравилась тебе наша загадка. А почему ты продолжаешь печалиться?

Козёл: Обо мне теперь есть загадка, а о моём козлёнке нет.

Воспитатель: Можно ли по этой же схеме загадать загадку про козлёнка. Давайте разберём, как изменятся слова

  • Если козёл серый, то козлёнок какой? (Серенький)
  • Если был волк, то будет кто? (Волчонок)
  • Если козёл с рогами, то козлёнок с чем? (С рожками)
  • Если был баран, то будет кто? (Баранчик)
  • Если у козла борода, то у козлёнка что? (Бородка)

– Загадайте загадку про козлёнка полностью.

Воспитатель: Посмотрите ребята, козёл наш повеселел.

Козёл: Спасибо ребята, пойду козлёнка своего порадую, ваши загадки ему загадаю.

– Итак, ребята, мы поговорили с вами о разных жанрах УНТ, но не обо всех. Вам хорошо знакомы короткие, задорные, весёлые и озорные песенки. Как же они называются? (Частушки)

Воспитатель (читает закличку): Выходите добры молодцы, выходите красны девицы, песни петь да народ веселить.

Хоровод с частушками

Как лисичка ни хитра – только замечталась,
Зазевалась на ворон – в яме оказалась!
Шел козёл лесной тропой той же самою порой
Головой поматывал, да вокруг поглядывал,
А лисичка то, лиса услыхала тут козла:
Я ль ни лисонька плутовка, обхитрю козла я ловко!
А козёл, а козёл тут беду свою нашёл,
На обман поддался, в яме оказался.
И проворная лиса, прыгнув на спину козла,
Вон из ямы без оглядки, только лишь сверкают пятки!

Дети проходят на свои места.

Воспитатель: Ребята сегодня мы узнали, что сказку можно прочитать, рассказать, пересказать, посмотреть на иллюстрациях, составить схему по сказке и даже спеть о событиях сказки. А ещё сказку можно обыграть: показать в кукольном театре или разыграть по ролям, то есть показать спектакль. Для этого нужно представить себя в образе героев. Пусть лисой будет…, а козлом будет… Вы должны не просто обыграть сказку, а рассказать и показать её так, как если бы лиса и козёл рассказали бы своим детям –лисятам и козлятам о том, что с ними произошло. Ребята чтобы интереснее было смотреть спектакль, артистам нужно подобрать костюмы. Давайте посмотрим, что у нас есть в костюмерной. Обыгрывают подбор русского народного костюма.

Дети рассказывают от лица героев.

Анализ и оценка занятия.

–Наша встреча со сказкой подходит к концу. Скажите, что мы сегодня делали. Обобщение ответов детей.