Мастер-класс "Применение проектной технологии на уроках русского языка". Тема урока "Энциклопедия одного слова"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Лексика”.

Задачи:

  1. Познакомить с технологией проектной деятельности на этапе повторения материала по теме “Лексика”.
  2. Способствовать формированию культурных интересов, навыков поисковой и исследовательской деятельности; развитию критического мышления, устной и письменной речи; привитию навыков работы со словарями, само – и взаимопроверки.
  3. Воспитывать любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка.

Оборудование: магнитофон, пакеты с заданиями, проектор, компьютер, словари

С. Ожегова, словари синонимов и антонимов, сборники стихов.

Ход занятия

I. Организационный момент

НУ, проверьте-ка, друзья, ВСЁ ль на месте, Всё ль в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, Только лишь оценку “5”. Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.

– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”. У вас была возможность расширить знания по теме. На уроках мы узнали много нового и интересного. Мы с вами стали намного грамотнее.

II. Работа над проектом

– Тема нашего урока “Энциклопедия одного слова”. Мы поработаем над проектом и составим 4 статьи в энциклопедический словарь.

– Для этого нам нужно поделиться на 3 группы. В каждой группе нам нужно выбрать:

– энциклопедиста (защищает проект), – архивариуса (работает со словарём , находит значение слова), – лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова), – этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами), – искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),

– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово), – переводчика (переводит слово на языки мира).

– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит статью в энциклопедический словарь, который будет называться “Семья”

Первая группа готовит энциклопедию слова любовь

Вторая группа готовит энциклопедию слова женщина

Третья группа готовит энциклопедию слова счастье

– В результате у нас должен получиться такой проект. Пример проекта “Энциклопедия слова дом” (в презентации). (Учитель показывает пример проекта и рассказывает о доме в презентации).

– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта даю 15 минут.

(Под музыку выполняют проект).

III. Защита проекта

– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось и составьте небольшую статью с вашими словами.

– Слово предоставляется энциклопедистам.

– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЛЮБОВЬ

– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Энциклопедия слова ЖЕНЩИНА

– А что нам скажет третья творческая группа, которая составляла энциклопедию слова СЧАСТЬЕ.

– Спасибо творческим группам

IV. Этап рефлексии.

– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 4 статьи в энциклопедический словарь “Семья”. Семья – это дом, счастье в нём, а счастье невозможно без женщины и любви. И как сказал Максим Горький: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя”

– В нашем энциклопедическом словаре уже имеются 4 слова: дом, счастье, любовь и женщина

– А какие слова ещё могли бы пополнить наш энциклопедический словарь “Семья”?

– Дома каждый из вас поработает над своим проектом и составит статью в наш энциклопедический словарь.

– Спасибо за внимание.