Конспект урока "Значение развития чувства ритма на уроках музыки"

Разделы: Музыка


Задачи:

  1. Формирование музыкальной культуры студентов через развитие чувства ритма на групповых уроках музыки.
  2. Развитие навыков восприятия музыкальных произведений, дошкольных песен через ритм.
  3. Воспитание самостоятельности студентов при записи ритмического рисунка и обозначении метрических акцентов в дошкольном репертуаре или в несложном музыкальном произведении.

Оснащение:

  1. Доска, фортепиано, метроном, пластинчатый металлофон, барабан, бубен, треугольник.
  2. Нотное приложение с дошкольными песнями по всем возрастным группам, тетради, карточки для творческой работы – диктанта.
  3. Тексты песен: «Чей домик?» муз. Е.Тиличеевой, «Моряки» муз. Б. Савельева.
  4. Фортепианное произведение «Полька» В. Киссельмана.

Ход урока

Организационный момент

Преподаватель: Тема урока – «Значение развития чувства ритма на уроках музыки».
Нам известно, что чувство ритма – один из наиболее сложных компонентов музыкального слуха. Ритмический слух требует значительных усилий для развития и коррекции как со стороны педагога так и со стороны студентов. Наши упражнения подобраны с учетом возрастающей сложности и могут служить начальной ступенью в системе развития ритмического слуха.
Начинаем урок музыки с приемов формирования певческого дыхания (упражнения на психорегуляцию дыхания в работе со студентами).

Студент: Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно всегда пользоваться носовым дыханием (выполняем упражнения).

  1. Сделать 5-6 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно, закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  2. На входе носом оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа.
  3. Сделать вдох носом, на выходе протяжно тянуть звук БМ - БМ – БМ, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Студент: Для сохранения звучности голоса необходимо пользоваться дыханием. Приобрести этот навык помогут следующие упражнения (выполняем упражнения).

  1. Стоя или сидя вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5-6 раз.
  2. Сделать несколько брюшно-носовых дыханий:
    а) стоя, быстро втянуть мышцами живота и одновременно резко выдохнуть через нос, вдох обычный 4-6 раз,
    б) то же самое сидя и во время ходьбы.

Студент: Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма (выполняем упражнения).

  1. Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрывать полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.
  2. Энергично произнесите: П-Б-П-Б-П-Б… (эти звуки укрепляют мышцы губ).
  3. Энергично произнесите: Т-Д-Т-Д-Т-Д… (эти звуки укрепляют мышцы языка).
  4. Энергично произнесите: К-Г-К-Г-К-Г… (эти звуки укрепляют мышцы глотки).

Преподаватель: Проводим распевание на простых упражнениях с закрытым ртом и на слоги (рисунки1, 2, 3).



Работа над единым звучанием в правильной позиции, с чистой интонацией больших и малых секунд, на средних нотах диапазона. Поем, транспонируя, расширяя диапазон в одном темпе и ритме под аккомпанемент фортепиано.

Преподаватель: Обращаясь к теме урока, мы с вами должны отметить свойства музыкального звука.

Студент:

  1. Абсолютно точная высота.
  2. Определенная громкость.
  3. Тембр (окраска).
  4. Длительность (относительная и абсолютная продолжительность звучания).

Преподаватель: Раскройте понятие относительная длительность звуков.

Студент: В нотном письме это выражается следующим образом на схеме Длительности нот (рисунок 4).

Музыка развивается во времени. Когда мы слушаем музыку, мы ощущаем ее пульс. Пульс музыки бьется четвертными длительностями (долями). Соответственно в одной половинной длительности по времени две четвертные. В одной целой длительности две половинные. В одной четвертной длительности две восьмые. В одной восьмой длительности две шестнадцатые. В одной шестнадцатой длительности две тридцать вторые. Все длительности относительны между собой. Таким образом, относительной длительностью является продолжительность данного звука по сравнению с другими. Чтобы сравнить их, надо проверить счетом или сыграть ритмический оркестр. Барабан – целая, бубен – половинные, металлофон – четвертные, треугольник – восьмые (играем оркестр вместе с преподавателем в одном темпе).

Преподаватель: Все музыканты получили эстетическое удовольствие от игры ритма. Ясно слышны ритмические различия длительностей. Ритмические различия звуков во многом определяют выразительную силу музыки. Сопоставим нотную запись без обозначения различий длительности звуков и запись с указанием этих различий (рисунок 5).

Студент: При сопоставлении двух записей мы понимаем, что только с указанием относительных длительностей звуков мелодия песни «Гимн России» А. Александрова приобретает величие, торжественность, волевую силу. Мы отмечаем, что без ритмического рисунка не бывает музыки. Поэтому придается большое значение развитию чувства ритма на наших уроках.

Преподаватель: Раскрываем понятие абсолютная длительность звуков.

Студент: Когда мы играли ритмический оркестр, все музыканты считали равномерно, в одном темпе. Можно замедлить темп в оркестре, тогда получится другое произведение, т.к. длительности нот станут более продолжительными.
Абсолютная длительность устанавливается темпом (скоростью движения). Правильный темп в музыкальном произведении устанавливается с помощью метронома. Например: танец «полька» звучит в быстром темпе, а колыбельная в медленном. Абсолютная длительность звуков приводит к точному ритмическому рисунку в музыке.

Преподаватель: Я сыграю польку В.Киссельмана. Если внимательно слушать музыку, то можно легко услышать пульсацию сильных и слабых долей. Определите музыкальный размер (слушаем произведение).

Преподаватель: Какой размер в произведении?

Студент: Размер 2/4.

Преподаватель: Покажите, как тактируется размер 2/4?

Студенты: тактируют при помощи дирижерской сетки на 2/4.

Преподаватель: Скажите, в каких случаях используется тактирование?

Студент: Тактирование применяется для уточнения ритма и для развития ритмического чувства. Тактирование показывает темп, метр музыкального произведения. Мы можем дирижировать музыку польки на 2/4, отмечая сильные и слабые доли (студенты дирижируют под фортепианное исполнение музыкального произведения «Полька»).

Преподаватель: Тактирование способствует развитию метра в музыке, ритмического чувства, подготавливает к следующему этапу работы. Откройте нотное приложение, музыкально-дидактическую игру Е.Тиличеевой «Чей домик?» (рисунок 6).

В размере 3/4 поем сольфеджио песни с тактированием. При чтении по нотам важно следить за одновременным вступлением на сильной доле и за пропеванием до конца слабой доли.

Преподаватель: Прочитать ритмический рисунок, под которым стоят слова, легко. Слоговые обозначения ритма дают возможность не только видеть ритмическое развитие, но и слышать его.
Для творческой работы делим курс на четыре группы. Одна – играет сопровождение, состоящее из простейших, постоянно повторяющихся остинатных ритмических фигур (хлопают в ладоши, размер 3/4); другая бьет в бубен – метрические акценты, (размер 3/4); третья (один из студентов) играет на металлофоне мелодию песни; четвертая – зрители смотрят и слушают (рисунки 7, 8).


Преподаватель: Для ритмического ансамбля проговорим текст песни в ритме вначале в медленном темпе, потом быстрее, ритм хлопаем в ладоши.
Переходим к исполнению (студенты поют песню, одновременно с ритмическим сопровождением под аккомпанемент фортепиано).
Еще одно небольшое творческое задание – музыкальный диктант. Запишите фразу известной песни «Елочка» музыка М. Красева (ноты, ритм, размер, слова).
Раздаю карточки для творческой работы, пропеваем фразу в тональности (после выполнения задания сдают работы преподавателю).

Преподаватель: Назовите любимую песню из всех нами пройденных.

Студент: Мы разучили много песен, по всем возрастным группам, но больше других понравилась песня Б. Савельева « Моряки».

Преподаватель: Какая ритмическая особенность песни «Моряки»?

Студент: Песня написана в темпе марша в сочетании с острой характерностью пунктирного ритма. Пунктирный ритм – это чередование относительно долгого звука и в три раза более короткого. Обозначается следующим образом (рисунок 9).

Преподаватель: По характеру песня «Моряки» воплощает гармоничное, радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Исполним песню с тактированием при помощи дирижерской сетки на 4/4. (рисунок 10).

Преподаватель: Подведем итог урока.

Счет – средство организации ритма. Развитие слухового ощущения ритма полезно при контроле счетом. Наряду с развитием чувства ритма развиваются музыкально – слуховые представления, чувство музыкальной формы и ладовое чувство. Это отвечает ведущему принципу музыкального воспитания. Теплов Б. М. подчеркивал: «Музыка без ритма не существует; всякое полноценное восприятие музыки есть ритмическое восприятие». Цель урока достигнута, в тоже время очень важен путь, по которому мы с вами шли к этой цели. На всех этапах работы вы показали высокий уровень усвоения материала.