Русский язык, 3-й класс. Правописание парных звонких и глухих согласных. Программа Занкова Л.В.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • учить правильно обозначать на письме парные согласные в конце и в середине слова, всматриваться, вслушиваться в слово,
  • развивать умение подбирать проверочные слова, продолжать работу над лексическим значением слов,
  • воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Урок русского языка. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать слова, грамотно писать, поговорим о крае, в котором мы живем.

  1. Актуализация знаний.

-Какое время года сейчас? Зимой падают, кружатся снежинки. Они не простые, а с заданиями. адо выполнить задания и как можно больше собрать снежинок.

  1. Снежинка упала на ладонь. На ней написано “ Наш край”

- Как называется край, в котором мы живём? (Мурманская область, Заполярье, Кольский полуостров, Крайний Север).
- Какое название самое поэтичное?

  1. Ещё одна снежинка. Задание “ Вставь букву”.

- Прочитайте слова.

со... ки
сугро...
сне...ки
полю...
холо...
куропа...ка
трясогу...ка

- Сравните. Что общего?
- Назовите парные согласные (б- п, в- ф, г-к, д –т, ж –ш, з –с)
- Покажите пропущенные буквы в словах. (У детей карточки с буквами, обозначающими парные согласные звуки.) Самопроверка.

- Почему допускали ошибки?
- Что надо делать, чтобы писать слова без ошибок?
- Как проверить парную согласную?

  1. Постановка темы и цели урока.

Предположите тему урока. Правописание парных звонких и глухих согласных. Будем учиться писать слова с парными согласными в середине и в конце слова.

  1. Изучение нового материала.

Продолжим работу со словами.

-Разделите слова на две группы. (1 группа – согласный в середине слова, 2 группа - в конце слова.)

Парная работа по карточкам, на которых записаны слова с доски (деление на группы, соединяют стрелками синий круг со словами, в которых парный в середине слова [сопки, снежки, куропатка, трясогузка], зелёный круг со словами, в которых согласный в конце [сугроб, полюс, холод]).

Проверка у доски. (Учащиеся выходят к доске, соединяют стрелкой слово и круг.)

-Кто такая трясогузка? Почему её так назвали?

  1. Снежинка с заданием. Найдите “ лишние” слова. Докажите.

Клюквенный морс, Заполярье, близкие заморозки, ледокол, воет ветер, редкие деревья.

(“Лишние” слова: Заполярье - имя собственное, ледокол – сложное слово, воет ветер – это главные члены предложения.)

  • Прочитайте оставшиеся выражения. Расскажите, что знаете? (Остались только словосочетания).
  • Спишите, подчеркните согласные, написание которых надо проверять. Выделите корень в словах с парной согласной.
  • Докажите, что согласный написали правильно.

- Край наш северный и климат здесь суровый. Назовите природные зоны нашего края. (Тундра и лесотундра). В тундре не растут деревья.

  1. Снежинка с заданием. “ Спишите, вставьте пропущенные буквы”.
  • Прочитайте текст. Что заметили?

Карликовая бере..ка, полярная ива – это кустарники. Когда цветёт верес.., то тундра хорошеет. Летом тундра украшена зеленью переле..ков, голубыми блю..цами озёр.

  • Как проверить парную согласную?
  • Спишите, вставьте пропущенные буквы.

(Взаимопроверка, ученики “цепочкой” выходят к доске и записывают пропущенные буквы.)

  1. Закрепление
  1. Упала снежинка с заданием “Узнай ягоду”.

Загадка.

Пока было в коже
Не было гоже;
Вылезло из кожи-
Стало всем гоже. (Морошка)

Физминутка

- Игра. Услышите слово с парной согласной, хлопните в ладоши.

По морошку, по морозцу
К заповедному болотцу,
Где на солнышке последнем,
Ещё теплом, ещё летнем
За сторожкой на болотце
Вся морошка в позолотце!

  1. Снежинка, а на ней написано “Город, в котором ты живешь”
  • Как называется город, в котором мы живем?
  • Составьте предложение из слов и запишите его.

знаменитый
Апатиты
заполярный
город

(Дети составляют предложение с помощью карточек, один у доски)

  • Выпишите слова с парной согласной, подберите проверочное.
  • Чем знаменит наш город?
  • Вспомните имена ваших родителей, в которых есть парный согласный. (Олег, Эдуард)
  • А имя одноклассника с парной согласной. (Марк)
  1. Снежинка с заданием “ Запомни стихотворение”.

Письмо по памяти
А может, просто –
Это Север,
Насквозь промёрзшая земля... (В. Смирнов)

  • Найдите слова с парными согласными.
  • Докажите, что надо писать согласный з.
  • Запишите по памяти. (Закрыть текст.)

Проверка.

  • Повторите, как проверить правописание слов с парными согласными?
  1. Самостоятельная работа.

Выберите задание, которое вам хотелось бы выполнить. (Дети выполняют задание на карточках.)

  • 1 уровень. Подбери проверочные слова.

листопад
тропка
близко
залив

  • 2 уровень. Вставь пропущенные буквы.

Карликовые заро...ли, саамские ска...ки, белый сне..., кре...кие морозы.

  • 3 уровень. Исправь ошибки.

Среди ретких берёс прячются в трове крепкие боровики. Почва на болоте тобкая и зыпкая.

Проверка, 1 уровень с учителем, 2 уровень - самостоятельно по карточке, 3 уровень – ученик исправляет ошибки на доске.

  1. Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке? Что было открытием?

Д/з: Подберите и запишите 10-12 слов с парной согласной.

-Посмотрите, сколько снежинок мы собрали. Для чего мы можем их использовать? (Для украшения класса к Новому году.)

Литература:

  1. Благова Н.Г., Бычкова О.И. “ Краеведение на уроках русского языка”, дидактический материал для учащихся 5-9 классов// Мурманск. Научно- методический центр, 1993 г.
  2. Засухина О.Н., Киселёва Т.А. “ Моё Заполярье”. Учебное пособие для обучающихся 2- 4 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области.//Мурманск: МОИПКРО, 2000г.