Цели:
- учить правильно обозначать на письме парные согласные в конце и в середине слова, всматриваться, вслушиваться в слово,
- развивать умение подбирать проверочные слова, продолжать работу над лексическим значением слов,
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
- Орг. момент.
Урок русского языка. Сегодня на уроке мы будем наблюдать, сравнивать слова, грамотно писать, поговорим о крае, в котором мы живем.
- Актуализация знаний.
-Какое время года сейчас? Зимой падают, кружатся снежинки. Они не простые, а с заданиями. адо выполнить задания и как можно больше собрать снежинок.
- Снежинка упала на ладонь. На ней написано “ Наш край”
- Как называется край, в котором мы живём? (Мурманская область, Заполярье,
Кольский полуостров, Крайний Север).
- Какое название самое поэтичное?
- Ещё одна снежинка. Задание “ Вставь букву”.
- Прочитайте слова.
со... ки сугро... сне...ки полю... |
холо... куропа...ка трясогу...ка |
- Сравните. Что общего?
- Назовите парные согласные (б- п, в- ф, г-к, д –т, ж –ш, з –с)
- Покажите пропущенные буквы в словах. (У детей карточки с буквами,
обозначающими парные согласные звуки.) Самопроверка.
- Почему допускали ошибки?
- Что надо делать, чтобы писать слова без ошибок?
- Как проверить парную согласную?
- Постановка темы и цели урока.
Предположите тему урока. Правописание парных звонких и глухих согласных. Будем учиться писать слова с парными согласными в середине и в конце слова.
- Изучение нового материала.
Продолжим работу со словами.
-Разделите слова на две группы. (1 группа – согласный в середине слова, 2 группа - в конце слова.)
Парная работа по карточкам, на которых записаны слова с доски (деление на группы, соединяют стрелками синий круг со словами, в которых парный в середине слова [сопки, снежки, куропатка, трясогузка], зелёный круг со словами, в которых согласный в конце [сугроб, полюс, холод]).
Проверка у доски. (Учащиеся выходят к доске, соединяют стрелкой слово и круг.)
-Кто такая трясогузка? Почему её так назвали?
- Снежинка с заданием. Найдите “ лишние” слова. Докажите.
Клюквенный морс, Заполярье, близкие заморозки, ледокол, воет ветер, редкие деревья.
(“Лишние” слова: Заполярье - имя собственное, ледокол – сложное слово, воет ветер – это главные члены предложения.)
- Прочитайте оставшиеся выражения. Расскажите, что знаете? (Остались только словосочетания).
- Спишите, подчеркните согласные, написание которых надо проверять. Выделите корень в словах с парной согласной.
- Докажите, что согласный написали правильно.
- Край наш северный и климат здесь суровый. Назовите природные зоны нашего края. (Тундра и лесотундра). В тундре не растут деревья.
- Снежинка с заданием. “ Спишите, вставьте пропущенные буквы”.
- Прочитайте текст. Что заметили?
Карликовая бере..ка, полярная ива – это кустарники. Когда цветёт верес.., то тундра хорошеет. Летом тундра украшена зеленью переле..ков, голубыми блю..цами озёр.
- Как проверить парную согласную?
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
(Взаимопроверка, ученики “цепочкой” выходят к доске и записывают пропущенные буквы.)
- Закрепление
- Упала снежинка с заданием “Узнай ягоду”.
Загадка.
Пока было в коже
Не было гоже;
Вылезло из кожи-
Стало всем гоже. (Морошка)
Физминутка
- Игра. Услышите слово с парной согласной, хлопните в ладоши.
По морошку, по морозцу
К заповедному болотцу,
Где на солнышке последнем,
Ещё теплом, ещё летнем
За сторожкой на болотце
Вся морошка в позолотце!
- Снежинка, а на ней написано “Город, в котором ты живешь”
- Как называется город, в котором мы живем?
- Составьте предложение из слов и запишите его.
знаменитый
Апатиты
заполярный
город
(Дети составляют предложение с помощью карточек, один у доски)
- Выпишите слова с парной согласной, подберите проверочное.
- Чем знаменит наш город?
- Вспомните имена ваших родителей, в которых есть парный согласный. (Олег, Эдуард)
- А имя одноклассника с парной согласной. (Марк)
- Снежинка с заданием “ Запомни стихотворение”.
Письмо по памяти
А может, просто –
Это Север,
Насквозь промёрзшая земля... (В. Смирнов)
- Найдите слова с парными согласными.
- Докажите, что надо писать согласный з.
- Запишите по памяти. (Закрыть текст.)
Проверка.
- Повторите, как проверить правописание слов с парными согласными?
- Самостоятельная работа.
Выберите задание, которое вам хотелось бы выполнить. (Дети выполняют задание на карточках.)
- 1 уровень. Подбери проверочные слова.
листопад
тропка
близко
залив
- 2 уровень. Вставь пропущенные буквы.
Карликовые заро...ли, саамские ска...ки, белый сне..., кре...кие морозы.
- 3 уровень. Исправь ошибки.
Среди ретких берёс прячются в трове крепкие боровики. Почва на болоте тобкая и зыпкая.
Проверка, 1 уровень с учителем, 2 уровень - самостоятельно по карточке, 3 уровень – ученик исправляет ошибки на доске.
- Подведение итогов урока.
Чему учились на уроке? Что было открытием?
Д/з: Подберите и запишите 10-12 слов с парной согласной.
-Посмотрите, сколько снежинок мы собрали. Для чего мы можем их использовать? (Для украшения класса к Новому году.)
Литература:
- Благова Н.Г., Бычкова О.И. “ Краеведение на уроках русского языка”, дидактический материал для учащихся 5-9 классов// Мурманск. Научно- методический центр, 1993 г.
- Засухина О.Н., Киселёва Т.А. “ Моё Заполярье”. Учебное пособие для обучающихся 2- 4 классов общеобразовательных учреждений Мурманской области.//Мурманск: МОИПКРО, 2000г.