Состязания юных математиков
Заключительное мероприятие декады математики в 4-х классах.
Цели.
- Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию кругозора, процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, повышение уровня математической культуры.
- Глубже раскрыть роль математики в жизни, способствовать воспитанию коллективизма (в связи с совместной работой в команде), воспитанию уверенности в своих силах, культуры чувств (справедливости, ответственности, долга, уважения к мнению товарищей).
Оборудование: компьютер, ММ-проектор, карточки с закономерностями, шифровкой.
Ход мероприятия.
Сегодня мы собрались, чтобы посостязаться в смекалке, внимании, сообразительности, умении логически мыслить. Каждый класс выдвинул свою команду, которая будет защищать в этом состязании честь своего класса.
В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. (Слайд 2).
“Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” Архимед
“Величие человека – в его способности мыслить”. Блез Паскаль
“Природа говорит на языке математики”. Галилео Галилей
“Числа управляют миром” Пифагор
Состязаться мы будем путешествуя по следующим станциям (Приложение 1): занимательные задачи, геометрические фигуры, логические упражнения, математическая викторина, ребусы, кроссворд, шифровка, пословицы, математические фокусы, математика и театр, закономерности, грамотеи.(слайд 3) Разрешите представить вам членов нашего жюри: (…)
- Разминка.
Какая команда наберёт больше очков, та будет первой выбирать тему состязания.
- Когда часы бьют 13 раз? (в 13 часов)
- Что идёт только вперёд? (время)
- Даны числа: 0,1,2,3,4,5. Что больше: их сумма или произведение? (Сумма, т.к. при умножении на нуль всегда получается нуль)
- Сколько концов у двух с половиной палок? (6) [2]
- Бублик разрезали на три части. Сколько сделали надрезов? (3) [2]
Далее темы состязания выбирают дети.
- Занимательные задачи. (Слайд 4) (вопросы поочерёдно каждой команде)
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? (одна) [2]
- Тройка лошадей бежала 15км. Сколько км бежала каждая лошадь? (15км) [2]
- Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа)
- Верёвку нужно разрезать на 4 части. Сколько разрезов нужно сделать? (три)
- Отец и дети сели на велосипеды. У всех велосипедов вместе было 7 колёс. Сколько было 3-колёсных велосипедов? (Один и 2 двухколёсных)
- Через 5 лет Коле будет 15 лет. Сколько лет ему было 5 лет назад? (5 лет)
- Геометрические фигуры. ( Слайд 5-6)
Знает даже и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело—
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (12) [2]Если все углы прямые
И всего угла четыре.
Ну а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырехугольник
Назовем …
прямоугольник.
Сосчитай: сколько
здесь прямоугольников? (10)
- Логические упражнения. (Слайд 7)
- Две дочери, две матери, бабушка и внучка съели три банана. Сколько бананов съела каждая? (По одному, т.к. это были бабушка, мать и дочь). [2]
- Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше—сахар или конфеты? (Сахар) [2]
- На прямой отмечено 5 точек. Сколько получилось отрезков? (6)<Рисунок 1>
- Начертите три прямые линии и на каждой отметьте по три точки, но точек при этом должно быть всего 6. Как это сделать? <Рисунок 2>
V. Математическая викторина. (Слайд 8)
- В каких единицах измеряется площадь?
- Наименьшее чётное число.
- Единица третьего разряда.
- Мера измерения жидкости.
- Назовите действия первой ступени.
- Какое действие нужно выполнить, если в задаче спрашивается, на сколько больше?
- Когда можно сказать, что 1=1000?
- Наименьшее четырёхзначное число.
- Знаки, которые ставятся тогда, когда надо изменить обычный порядок арифметических действий.
- Единица второго разряда
- Мера измерения длины.
- Как называется значение выражения при умножении?
- Как называется выражение с одним неизвестным.
- Когда можно сказать, что 1=60?
- Ребусы. (Слайд 9-11)
- Кроссворд “Математика” (Слайд 12)
- Результат сложения (сумма)
- Число, из которого вычитают (уменьшаемое)
- Единица измерения объёма жидкости (литр)
- Результат умножения (произведение)
- Наименьшее семизначное число (миллион)
- Единица измерения угла (градус)
- Результат вычитания (разность)
- Наименьшее натуральное число (один)
- Единица измерения времени (секунда)
- Одно из чисел, которые складывают (слагаемое)
- Шифровка. (Слайд13)
- Пословицы. (Слайд 14)
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
(например, могут быть такие
- На семь бед один ответ.
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- Где два дурака дерутся, там трое смотрят.
- Одно дерево срубишь, десять посади.
- Один пашет, а семеро руками машут.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- Не узнавай друга в три дня—узнавай в три года.
- Старый друг лучше новых двух.
- Один с сошкой, а семеро с ложкой.
- Сам не дерусь, семерых боюсь.
- Семь раз отмерь—один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один в поле не воин.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- У семи нянек дитя без глазу).
- Математические фокусы. [3, 4] (Слайд15-16)
Сейчас учащиеся 5 класса покажут вам математические фокусы.
Задумай число
- Задумайте число от 1 до 20
- Прибавьте к нему 8.
- Результат умножьте на 3.
- От того, что получилось, отнимите 24 и запомните ответ.
- Если вы назовете мне ответ, я скажу какое число вы загадали.
(Для этого названный ответ нужно разделить на 3. Получится число, задуманное зрителем.) Почему? Или:
- Задумайте число.
- Умножьте его на 2
- Прибавьте 5
- Умножьте на 5
- Отнимите 25
- Разделите на задуманное число.
- У всех получилось число 10. Почему?
Фокус с календарем.
Зритель выбирает на календаре любой месяц и отмечает в нем любой квадрат, содержащий 9 чисел. Называет фокуснику меньшее из чисел (А) и фокусник объявляет сумму всех девяти чисел: (S=9(А+8))
Читаю мысли на расстоянии
- Напишите на доске любое трехзначное число так, чтобы я его не видел.
- Теперь напишите число из тех же цифр, но записанных в обратном порядке.
- Вычтите из большего числа меньшее и назовите мне только последнюю цифру полученной разности и я отгадаю, сколько у вас получилось.
(Средняя цифра всегда 9, а сумма первой и третьей тоже 9; Если последняя цифра 3, то 693, если 7, то 297, если 0, то 0, если 9,то 99, если 4, то 594.) Почему?
Считаю в уме!
- Запишите на доске любое трёхзначное число
- Теперь я напишу еще два любых числа.
- Ответ я уже знаю. Получиться… Проверьте!
(Первое число пишет зритель, второе ты сам, любое из стольких же цифр, а третье число такое, чтобы каждая цифра в сумме с соответствующей цифрой второго числа давала бы девять; сумма этих трех чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 1 меньше и эта 1 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)
XI. Математика и театр. (Слайд 17)
Сценка “Таблица умножения”
Две девочки третьеклассницы догоняют убегающую подругу, продолжая занятия с ней, - повторение таблицы умножения.
Маша: (требовательно)
Скажи нам, сколько будет шестью шесть!
Лентяйка.
Вы погодите, дайте сесть. (Садится)
Я сразу не соображу.
Я посижу, тогда скажу.
Настя: (садясь слева от нее).
А сколько будет пятью пять?
Маша: (села справа от лентяйки).
Уж это стыдно бы не знать.
Лентяйка.
Ну как мне этого не знать? Я просто не хочу сказать. (Капризно)
Вот не желаю… не хочу…
Вот не хочу и промолчу…
Обе девочки переглянулись, решили терпеливо продолжать.
Настя: (настойчиво)
А сколько будет семь на семь?
Лентяйка (вскочила с возмущением)
Вы надоели мне совсем… (Несколько спокойнее.)
Я это завтра вам скажу… Сейчас мне некогда – спешу… (Хочет уйти)
Маша: (останавливая ее)
А сколько будет трижды три?
Настя: Скажи, да тут хоть не соври!
Лентяйка (со стоном).
Ах, я больна… я вся в жару… В жару я, может, и совру…
(Девочки смеются)
Маша: А сколько будет дважды два?
Лентяйка (хнычет)
От вас устала голова…
Ну отвяжитесь, вас прошу…
(В сторону.) Пойду у мамы я спрошу… (Уходит)
Девочки смеясь уходят в другую сторону.
XII. Закономерности. (Слайд 18-21)[1]
<Слайд 18> < Слайд 21> Ответы: < Слайд 20> < Слайд 22>
XIII. Грамотеи.(Слайд22-23)
- Мат*мат*ка
- 11
- П*тёрка
- Кил*гра*
(Математика Одиннадцать Пятёрка Килограмм)
XIV. Итог. (Слайд 24-25)
Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Литература
- Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений/Учебное пособие/—СПб.: “МиМ-Экспресс”, 1996
- Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.—М.: Знание, 1993.
- Мартин Гарднер, Математические досуги, издательство “Мир”, Москва, 1972.
- Мартин Гарднер, Математические головоломки и развлечения, издательство “Мир”, Москва, 1971.